Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

Маленькая Утопия

*
«УТОПИЯ», М.Гацалов, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2018г. (10)

Премьеру в прошлом году пропустил, а благодаря Золотой Маске обратил внимание и посмотрел вчера.
Две Золотые Маски – за драматургию и за сценографию. И та и другая вполне заслуженная, но по-моему спектакль мог победить и в остальных номинациях, где был представлен (лучший спектакль малой формы, лучшая режиссура), и в номинации лучшая мужская роль, где не был представлен.

Назначение на главную мужскую роль Андрея Соколова (молодого героя «Маленькой Веры») спектаклеобразующее и смыслообразующее назначение. Оно значит для содержательной стороны спектакля не меньше, чем революционное решение пространства сцены и зала, и в каком-то смысле дополняет его.

Герой первого поколения 90-х («новых русских») это герой последнего советского кино. Это то самое последнее советское молодое поколение любившее/имевшее маленькую Веру (Наталью Негоду) и маленькую веру (в солнце, встающее на западе). Символизм актерской судьбы Натальи Негоды, так и оставшейся лучшей актрисой 1988 года, снявшейся в Плейбое, дополнился новой заметной ролью в актерской судьбе Андрея Соколова.

Главный герой выделен среди других персонажей пьесы и сюжетно, и социально, и пространственно. Но точно также выделен в зрительном зале первый ряд. Революционность сценографии заключается в том, что зрители первого ряда (критики, жюри Золотой Маски и прочие ВИПы) видят сцену, а зрители второго и последующих рядов видят только спины и затылки впереди сидящих. Зрительный зал-трансформер малой сцены театра наций в «Утопии» опущен почти горизонтально, подьема почти нет. Зрители второго и следующих рядов видят спектакль только в отражении, на зеркальном экране, расположенном над сценой. Зеркало преобразует реальность в утопию, горизонтальное в вертикальное, персонажи пресмыкающиеся, ползающие по сцене, на экране "ходят". А вот главный герой ходит, не ползает во прахе. Но это театр так искажает реальность, на символическим плане он является как раз пресмыкающимся – змеем.

Пьеса с внятной историей и внятным обобщением (персонифицированная история страны, времени/места) поставлена как притча. Сразу взята в рамку интроспективной музыкой фортепианной сонаты и дополнена последовательно проведенными через весь спектакль библейскими аллюзиями – древо познания, яблоки, змей-искуситель.

Семья (муж, жена, ребенок) - ячейка общества, раздавленного лихими 90-ми, и главный выгодоприобретатель лихих 90-х. На протяжении всего спектакля он кажется существом иной природы (как змей, по отношению к Адаму и Еве), но в финале сам оказывается лежащим на горизонтали сцены и ползает вместе со всеми. Новый русский оказался всё тем же самым русским. Маленькая (и утопическая) вера породила столь же маленькую утопию (пивной бар - дешевое пиво, дешевая рыбка) и тоже не сбывшуюся. Собственно эта маленькая утопия нового русского звучит как приговор его новизне. И приговор поколению, равно и тем, кто обогатился и тем, кто спился и обкололся. И более обобщенно, не привязано к времени/месту – как приговор утопическому сознанию. И приговор зеркалу сцены. И приговор знанию вообще (много знания – много печали). И обратно не открутишь – надкусил яблоко и всё.
Tags: ТЕАТР НАЦИЙ, театр
Subscribe

  • Васисуалий Самгин

    . «ТОВАРИЩ КИСЛЯКОВ», А.Калинин, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, СПб, 2020г. (6) Не буду оригинален, Иван Трус – грандиозный актер! Может всё - от острого…

  • Три шага в бреду

    . «ТРИПТИХ», Г.Карризо, Ф.Шартье, Peeping Tom, Бельгия, 2013-2021г. (10) Театральный сюрреализм, с каждым следующим шагом баланс смещается, все…

  • Два маленьких мальчика, которых нельзя повредить

    . «ТОЛСТАЯ ТЕТРАДЬ», Т.Тарасова, ТЕАТР им.МОССОВЕТА / ГИТИС, Мастерская Кудряшова, Москва, 2020г. (10) Пожалуй, лучший спектакль, что я видел в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment