Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

Священные чудовища

*
«ЧАЙКА», Р.Ташимов, ЦЕНТР СОВРЕМЕННОЙ ДРАМАТУРГИИ, Екатеринбург, 2016г. (9)

Молодой еретически прекрасный спектакль, абсолютно треплевский.
Как будто поставлено Треплевым и только вокруг Треплева.

Алексей Романов - alter ego режиссера, юноша бледный со взором горящим, с очень тонкой кожей, с обнаженными нервами, с хаотическими проблесками таланта. Голый среди чудовищ.
Его глазами мы смотрим на остальных персонажей - священных чудовищ («эти великие таланты, жрецы святого искусства»), просто чудовищ (обывателей) и заглавную героини пьесы - чайку (мировую душу).

В ролях чудовищ все самые священные чудовища Коляда-театра Ягодин, Маковцева, Федоров, Зимина.
Очень интересно смотреть на актеров Коляды в другой режиссуре.
Кравцова играет чудовище начинающее, провинциальное («ты чё, с Урала»), профнепригодное из-за сильного заикания.
Маковцева чудовище столичное, мумифицированное.
Ягодин играет чудовище матерое, со шупальцами («писать и писать. И так всегда, всегда, и нет мне
покоя от самого себя
»). Движение пальцев гипнотизирует Нину, а Аркадину давно загипнотизировало. Тригорин «по бесхарактерности как-то ухитрился и тут и там», с той и другой одновременно и прямо на сцене.
В соревновании за внимание Тригорина поначалу побеждает молодость, но затем Аркадина включает последний аргумент («ты лучший из всех теперешних писателей, ты единственная надежда России») и побеждает.

Впрочем, и режиссерские приемы Коляды присутствуют. Зимина постоянно присутствует на сцене в том же качестве, что и в «Женитьбе» и в «Маскараде». Она и чайка, и актриса, и зритель, скорбь мировой души и улыбка Петрушки.

В воспаленном сознании режиссера, как у Треплева, все преувеличено, сумбурно, избыточно. Сатирический групповой портрет театра, и человеческая комедия глазами молодого человека, и его собственный сатирический автопортрет.
Реальность мешается с вымыслом («Как меня принимали в Харькове», «как мы бухали в Измайлово»). Символы материализованы - белый зонтик висит на стене, он выстрелит. Бесконечные повторы (Show me the way to the next whisky bar, Show me the way to the next little girl), зацикленное next, next, next Брехта и Вайля.
Десять финалов и ни от одного решительно нельзя отказаться, потому что один лучше другого.
Можно поставить финал «Чайки» вообще без появления Нины (с ней уже все ясно - и из предыдущих трех действий, и из рассказа Треплева) – священный чудовища играют в лото, Константин застрелился, а они продолжают играть.
Можно отдать финал чайке. Ожившее чучело, находит последние листочки, написанные Треплевым, и читает.
Можно поставить с появлением Нины, последний разговор с Костей как поп-дуэт («вы писатель, я актриса, попали и мы с вами в круговорот») и вот нам показали как сейчас выглядит этот круговорот.
А можно представить кукольный театр священных чудовищ.
Tags: Коляда, театр
Subscribe

  • Медвежья ирония

    . «МЕДВЕДЬ», В.Панков, ЦДР, Москва, 2019г. (7) Сложено из трёх слоев по-медвежьи – грубо и крепко (не так как легкие стулья в доме у вдовушки…

  • Открыл Чеховский фестиваль

    . «ФОЛИЯ», М.Мерзуки, "Поль ан Сен", Франция, 2018г. (8) Постановщик нам известен (по спектаклю "Пиксель"), почерк узнаваем. Хип-хоп, как…

  • Бесплодье умственного тупика

    * «ГАМЛЕТ. КОЛЛАЖ», Р.Лепаж, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2013г. (10) Посмотрел трансляцию в кинотеатре. Первый раз смотрел со второго ряда бельэтажа…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment