Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

Старые стены, прошлогодний снег

*
«ЗНАКОМЫЕ ЧУВСТВА, СМЕШАННЫЕ ЛИЦА», К.Марталер, 2016г. (10)

Вот это настоящий Марталер, почти бессловесный, а не то многословие, что было в прошлом году (https://lev-semerkin.livejournal.com/779441.html).
Не публицистическая статья, а сюрреалистический венок сонетов, цикл театральных Lied на тему старости. Старость Европы, старость европейской культуры.
Конечно, Моцарт и Шуберт так и остались молодыми навсегда, но вот их наследники, хранители, исполнители…

Старая Европа доживает свой век где-то на обочине современного мира, в подвале, на складе, в запасниках музеев. Она постепенно растворяется в современности, как ГДР в обьединенной Германии, как советские люди в СНГ (или в рижской коммунальной квартире). В осанке, в одежде, в поведении нечто жалкое, безнадежно устаревшее – то, что у нас называют словом «совок».
Долгая жизнь, очень долгая, нелепая, смешная, вздорная, непонятная, окостеневшая и истаивающая. Культурный слой, как прошлогодний снег в апреле (вовремя привезли спектакль в Москву и еще как точно к юбилею вечно-живой Примадонны попали с «Миллионом алых роз»).

Призрак музея (жрец Святого Искусства) бродит в пустом помещении, среди старых стен и не знает, куда бы приткнуться, и похоже уже забывает, зачем пришел.
Второй призрак из под пола появляется, взрывая посеревшую от времени паркетную елочку.
Остальных привозят в деревянных ящиках и распаковывают.
Тени минувшего. То собираются вместе – стоят на ветру времени (из театрального вентилятора), то распадаются, как распадается их разум, а память теряет связность.
Они садятся и смотрят в пустые стены. Мы ничего не видим, разве что темные прямоугольники - следы висевших картин, а они видят, они помнят, всматриваются, будто ноты читают. Поют слабыми голосами, но так слаженно, что сердце замирает.
Они выстраиваются в очередь со стульями в руках и один за одним уходят. Но потом возвращаются.

Надо идти, уже пора... Вот дерево засохло, но все же оно вместе с другими качается от ветра. Так, мне кажется, если я и умру, то все же буду участвовать в жизни так или иначе.

Они рассаживаются на стульях в шеренгу и поют «Смело, товарищи, в ногу» … сидя (и не «смело», а еле слышно). Публика-дура ржет громко.
Потом стулья грузят (наваливают) на тележку и увозят. Наваливают весело, артистично, а когда стали увозить, я вспомнил, как Багдонас уносил вязанку стульев в «Пиросмани» Некрошюса.

Эталонный спектакль прямого режиссерского (постдраматического) театра и вспоминаешь сразу всех – Пину Бауш, Алвиса Херманиса, Ивана Поповски, Дмитрия Крымова (когда актриса превращалась в дирижера сразу вспомнил «О-й. Поздняя любовь», но ведь это было раньше).

Конечно, чтобы понять всю глубину аллегории (и всю глубину иронии) надо быть немцем, европейцем – воспитываться на этом с детства, жить в этом постоянно.
Надо знать историю театра Фольксбюне (это спектакль театра, которого уже нет, его играют как свет погасшей звезды и в этом есть особый месседж).
Надо знать предыдущие постановки Марталера. Это его последняя постановка в Фольксбюне, когда об уходе команды Касторфа уже было обьявлено, своего рода прощание - с финальным Danke! и обрывом в темноту, своего рода ироничный автопортрет на прощание (запомните меня таким), своего рода ответ Мастера реформаторам (Вы, нынешние, - ну-тка!).
Надо иметь этот культурный слой в себе (перевод текстов исполняемых произведений мало помогает, потому что спектакль поставлен между слов). Но волшебная сила театрального искусства позволяет восстановить целое и по тем фрагментам, которые понятны, благодаря тем чувствам, которые не нуждаются в информации. Просто смотреть на уходящую натуру, слушать непреходящую музыку, улыбаться театральным лацци.
Сила еще есть и способна на волшебство, может создать абсолютное театральное совершенство даже из самого дряхлого материала. Посмеяться над дряхлостью, превратить слабость в силу. Обмануть современность.
Tags: театр
Subscribe

  • Медвежья ирония

    . «МЕДВЕДЬ», В.Панков, ЦДР, Москва, 2019г. (7) Сложено из трёх слоев по-медвежьи – грубо и крепко (не так как легкие стулья в доме у вдовушки…

  • Открыл Чеховский фестиваль

    . «ФОЛИЯ», М.Мерзуки, "Поль ан Сен", Франция, 2018г. (8) Постановщик нам известен (по спектаклю "Пиксель"), почерк узнаваем. Хип-хоп, как…

  • Бесплодье умственного тупика

    * «ГАМЛЕТ. КОЛЛАЖ», Р.Лепаж, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2013г. (10) Посмотрел трансляцию в кинотеатре. Первый раз смотрел со второго ряда бельэтажа…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments