Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

Ревизор/Каравайчук

*
Долго не везло мне в этом сезоне с московскими премьерами (то средне, то вообще никак), и вот наконец полноценная удача и при этом очень неординарная.

«РЕВИЗОР», А.Федоров, ТЕАТР ОКОЛО, Москва, 2019г. (9)

Тот замечательный случай, когда для спектакля изобретен свой отдельный театр, театральный язык, правила игры и это последовательно проведено через всю постановку – начиная с декорации. Входишь в зал La Stalla и сразу обнаруживается первая неординарность – полноценную декорацию здесь никогда не ставили, вписывали спектакль в помещение, а тут выстроена своя коробочка. В такой коробочке можно жить (есть входы, выходы, окно, люстра, есть, на чем сидеть - лавочка, есть на чем спать - матрацы). В такой коробочке можно играть в жизнь (пропорции искаженные – входы узенькие, низенькие, можно только пролазить, а люстра вообще на полу). Здесь можно играть с пьесой, а не ставить буквально, текст всем известен, можно давать пунктиром и сосредоточиться не на словах, а на интонациях, не на сюжете, а на состоянии.
И вот эту коробочку населили персонажами, озвучили голосом и музыкой Олега Каравайчука и она превратилась в больничную палату или в черепную коробочку с тараканами ( в данном случае с крысами, которые приснились Городничему ) или в чулан (тиха украинская ночь, но сало лучше перепрятать). Спектакль ночной, это сновидение в богоугодном заведении.

Название можно позаимствовать у Петера Вайса «Приезд Ревизора, представленный актерской труппой богоугодного заведения под руководством композитора Каравайчука».

Корифеи труппы легко осваивают правила игры (Зотов и Мишаков в ролях чиновников, Позднякова и Бешуля в ролях жены и дочки городничего). У Мишакова гоголевский нос, Зотов это все чиновники сразу, Бобчинский и Добчинский – две крысы.
Городничий (Алексей Чернышев) особенно по-чиновничьи косноязычен, его распирает от эмоций, которые не вмещаются в слова.
Впрочем, тут у всех манера речи особенная, из обрывков слов, только приезжий персонаж Хлестаков (и соответственно приезжий актер Семен Штейнберг из Гогольцентра) позволяют себе говорить в другой манере. А Штейнберг и вообще многое себе позволяет. Легок и свободен по-хлестаковски.

Единственный здоровый – санитар (Осип - Иван Игнатенко) с радостной, как у Погребничко, улыбкой, он приводит в палату новичка, потом уводит (здесь больные как мухи … выздоравливают). Невыздоровевшие остаются с воспоминанием, с мечтой вырваться из затемненного состояния сознания на свет, прозреть, они полуслепые, как кроты, они тянутся к слабому и мнимому источнику света, как замерзшие путники к костру.

В спектакле есть фирменные околовские приемы. Эйфелева башня в роли Петербурга. Или «петушки», о которых говорит Каравайчук и с которые он обильно использует, это же вполне околовские петушки, такую манеру часто применяет Лилия Загорская (интонация из спектакля «Портрет мадонны» с которой героиня повторяет «Администрация! Администрация!» навсегда врезалась в память).
Но больше обращаешь внимание не на сходство, а на отдельность, единичность, самостоятельность.
Tags: ОКОЛО, театр
Subscribe

  • Что им Гекуба?

    . «КЛЯТВЕННЫЕ ДЕВЫ», А.Золотовицкий, ЦДР, Москва, 2018г. (2) Не срослось. Первая проблема – материал. Похоже, что эта «гекуба» - история семьи…

  • Идеальный муж умер, да здравствует муж еще более идеальный!

    . «НА ВСЯКОГО МУДРЕЦА», К.Богомолов, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2021г. (9) Спектакль очевидным образом наследует «Идеальному мужу» (2013-2021), в…

  • Васисуалий Самгин

    . «ТОВАРИЩ КИСЛЯКОВ», А.Калинин, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, СПб, 2020г. (6) Не буду оригинален, Иван Трус – грандиозный актер! Может всё - от острого…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments