Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

Молодость

*
«ГОРЕ ОТ УМА», Р.Туминас, «СОВРЕМЕННИК», Москва, 2007г. (4)

Накануне смотрел спектакль «Молодость», который оказался больше про старение, а вот «Горе от ума» с новым Чацким (Шамилем Хаматовым) оказалось как раз про молодость.

Первый раз смотрел на премьере ( https://lev-semerkin.livejournal.com/131308.html ), почти 12 лет прошло, для театрального спектакля это уже старость и признаки старения видны. Новый Чацкий спектакль укрепил, от времени он подразвалился, а в сумме так – первое действие стало еще лучше, а второе еще хуже.

Экскурс в историю театра

Президент РФ Владимир Путин вместе с супругой в воскресенье вечером приехал в московский театр "Современник" на премьеру пьесы Грибоедова "Горе от ума".
Для художественного руководителя театра Галины Волчек приезд главы государства стал неожиданностью, она встретила Владимира и Людмилу Путиных у служебного входа и проводила в зал.
Зрители, которые уже с нетерпением несколько минут ожидали начала спектакля, увидев президента, встретили его дружными аплодисментами.
Поздоровавшись со всеми, Путин вместе с супругой занял места в центре десятого ряда, вместе с ними села и Волчек.
Спектакль "Горе от ума" поставлен режиссером Римасом Туминасом и идет в воскресенье в двадцатый раз. Роль Фамусова исполняет Сергей Гармаш, а Чацкого - молодой актер Иван Стебунов.
После спектакля президент прошел за кулисы и выпил чаю с актерами.
Путин поблагодарил коллектив, отметив нестандартную, новую форму, в которой Туминас поставил классическую пьесу. Президент задал неожиданный вопрос, который вызвал целую дискуссию.

"Я не побоюсь показаться здесь непрофессионалом, потому что я не профессионал, но зачем вы с самого начала показали его (Чацкого) плачущим? Сразу складывается о нем впечатление как о слабом человеке, а он - сильный человек, он противостоит всем", - сказал Путин.
Режиссер, немного подумав, объяснил свое решение тем, что Чацкий был еще очень юн, уезжая из Москвы, и, вернувшись домой, не мог сдержать слез. Туминас также напомнил, что Чацкий был сиротой, оставшимся без родных. Однако этот аргумент не удовлетворил президента.
"Я боюсь ошибиться, но Александр Матросов тоже был сиротой, но закрыл собой амбразуру. Он сильный человек", - отметил Путин.

(РИА Новости, 9 марта 2008г.)

Помню, меня тогда это даже раздосадовало – Путин оказался на самом неудачном спектакле Туминаса (на тот момент положение Туминаса в вахтанговском театре было очень непрочным, до премьеры «Дяди Вани» оставалось еще полтора года). Я и теперь считаю «Горе от ума» неудачей, но сейчас спектакль стал более внятным и интересным.
А всё потому, что театр учел критику президента в адрес Чацкого :)
Теперь Чацкий совсем не выглядит плачущим и слабым. Не знаю, как насчет "броситься на амбразуру" в буквальном смысле, но на дверь Софьи он бросается. И в обличительных монологах бросается к залу. Это сильный Чацкий. Но он проигрывает (и в этом горе).

Хаматов играет крупнее, ярче, энергичнее. Его харизма уравновесила мощную харизму Гармаша и проявила контраст между силой молодости, пылкости, свежести и силой матерого жизненного опыта.

К тому же когда Чацкого играет Шамиль, возникает любопытная параллель (или перпендикуляр) с постановкой Коляда театра, где Молчалина играет Мурад (Халимбеков).

Чацкий явным образом противостоит не только Фамусову, но и всем местным жителям.
Всем холодно – приезжают на бал и сразу спиной к печке прижимаются, чтобы отогреться.
А Чацкому жарко – разгоряченный обьяснением с Софьей, он то и дело выбегает из дома во двор и подставляет голову под снег.

Печка - ось фамусовского дома, колокольня – ось фамусовской Москвы, ось не совсем вертикальная (покосившаяся), но очень крепкая, белокаменная. Эта башня падающая, но она еще столетия будет так падать. В этой печке горит жаркий огонь (и «дым отечества», который сладок и приятен Чацкому, идет из этой печки). Чацкий подопрет ее лестницей, заберется наверх, прислонится к печке. Причем, сядет спиной к сцене, отвернется. Внизу – бал у Фамусова, парад пошлости и ничтожества. А над сценой два раза самолетик пролетает и задает дополнительный взгляд сверху вниз на эту мышью беготню.
Поставлен бал почти без слов (или наоборот с бессмысленным словоизвержением Репетилова и Загорецкого), смотреть (и слушать) это действительно противно. Но что делать зрителю, отвернуться как сделал Чацкий?
Tags: Туминас, театр
Subscribe

  • О чем говорят бесы

    . «БЕСЫ», Г. Лифанов,ТЕАТР им.ЛУНАЧАРСКОГО, Севастополь, 2019г . (3) Спектакль интересно смотреть, но совершенно не интересно слушать. В нем есть…

  • Три восковые персоны и два эффекта Кулешова

    . «БОЛЬШАЯ ТРОЙКА (Ялта-45)», А. Житинкин, МАЛЫЙ ТЕАТР, 2020г . (8) Начинается с документального кино. Прибытие Рузвельта и Черчилля в Ялту,…

  • Театрально-военные пятилетки (1956-2021)

    . Составлял список театральных спектаклей о Великой Отечественной войне, задумался в каком порядке расставлять, а алфавитном или по рейтингу…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments

  • О чем говорят бесы

    . «БЕСЫ», Г. Лифанов,ТЕАТР им.ЛУНАЧАРСКОГО, Севастополь, 2019г . (3) Спектакль интересно смотреть, но совершенно не интересно слушать. В нем есть…

  • Три восковые персоны и два эффекта Кулешова

    . «БОЛЬШАЯ ТРОЙКА (Ялта-45)», А. Житинкин, МАЛЫЙ ТЕАТР, 2020г . (8) Начинается с документального кино. Прибытие Рузвельта и Черчилля в Ялту,…

  • Театрально-военные пятилетки (1956-2021)

    . Составлял список театральных спектаклей о Великой Отечественной войне, задумался в каком порядке расставлять, а алфавитном или по рейтингу…