Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Между тенором и сопрано

*
«ДВЕНАДЦАТАЯ НОЧЬ, или ЧТО ВАМ УГОДНО», Т.Остермайер, КОМЕДИ ФРАНСЕЗ, 2018г. (6)

Спектакль не для глаз, а для головы - из тех, что противно смотреть, но потом интересно разбирать.
Постановка Остермайера вызывающая.
Но вызывает она по-большей части отвращение. Даже на визуальном уровне – на уровне глаз. Хочется их отвести.
Все персонажи полуодеты- полураздеты (выше пояса - скорее одеты, но не всегда, ниже пояса - скорее раздеты, но не совсем и не все). Такое вот неглиже «ни то, ни сё». От костюмов неприятное впечатление - будто случайно заглянул в гримуборную, где актеры одеваются и пока наполовину в исподнем, хочется отвести глаза.
Впрочем-1, допускаю, что некоторым наоборот, захочется подсмотреть.
Впрочем-2, это оригинально, таких костюмов еще никто не делал.

Томас Остермайер дебютируя в прославленном театре, хочет сразу же себя показать и разрушить многовековую традицию, все это французское изящество, хороший вкус, высокий слог (а иначе, зачем я сюда приехал, для чего меня звали?).
Длинный подиум вынесен в зрительный зал, четвертой стены, отделяющей зрительный зал от условного пространства, где священнодействуют актеры, не будет.
Но режиссеру этого показалось мало (да и кого нынче удивишь разрушением четвертой стены) и он разрушил также стену гримуборных Комеди Франсез, предьявив публике актеров в более натуральном виде - без грима и полуодетыми. Он и дальше будет разрушать пристойность - забросает Мальволио (а заодно и мебель на сцене) грязью (смотреть на это будет тоже отвратительно и на то, как актеры будут в этой грязи играть следующую сцену).

Режиссер шокирует публику и до появления на сцене полуодетых действующих лиц пьесы Шекспира. Открывается занавес – на сцене две обезьяны (эти совсем без одежды). Песок, пальмы – Иллирия Остермайера напоминает «Остров рабов» Стрелера, но без стрелеровского изящества.
Обезьяны играют человеческими останками, остатками человечности.
Обезьяны уже пришли, пока еще на периферию действия, но они уже здесь. Тревожное предчувствие финала комедии, которая имеет два названия. Второе название («что вам угодно») имеет большее отношения к спектаклю и к театру Остермайера. Шекспировское «What You Will» как «I Am What I Am» из нашумевшего в Москве остермайеровского «Врага народа». А в первом названии содержится слово «ночь» и пара обезьян эту ночь представляют, пока в качестве предчувствия. Если очень далеко зайдешь в левую сторону (в сторону «что вам угодно», в сторону расширения человечности), то выйдешь справа, уже не человеком.

По подиуму из зала на сцену проходит плешивый старикашка Орсино (Дени Подалидес). Назначение на роль Орсино ведущего режиссера и актера Комеди Франсез – знаковое. Предьявили его зрителям в самом натуральном виде, в неглиже, таким каков он есть.
Орсино полуодет. Выходить в таком виде на люди – признак распущенности. Плешивый, опустившийся «старик Козлодоев». Впрочем, здесь все так ходят. Непристойная компания сэра Тоби отличается от пристойных людей разве что наличием слабоумного сэра Эндрю, который совсем не знает чувства стыда. Похоже, что актеру было дано задание пародировать остермайеровского Гамлета Ларса Айдингера, и по фактуре такого подобрали. Но, забегу вперед, истинным Гамлетом, то есть трагическим героем этой «12 ночи», окажется Мальволио.

Орсино - эстет, любитель музыки, утонченных чувственных наслаждений. Особенно он любит пение контртенора. Видимо пресыщенному эстету уже надоели природные человеческие голоса, мужские и женские, все эти басы и тенора, альты и сопрано. Хочется чего-то особенного, редкого. Что вам угодно? – любой каприз.
Но представьте себе оперу, в которой все партии написаны для контртеноров. Однообразно и скучно – вот такова эта «Двенадцатая ночь». Хотели абсолютно свободы, получили однообразие.

При таком подходе напрочь исчезает само поле для шекспировских причудливых и рискованных игр в мужское-женское, ни мужского ни женского в спектакле нет, а есть нечто среднее, неопределенное. Интрига исчезает, многословные сцены скучны. Немного оживляют действия вставки на злобу дня (про желтые жилеты, про Брекзит, обыгрывание изречений политиков «работу найти легко, надо только улицу перейти», что-то вроде нашего «денег нет, но вы держитесь», публика смеется, но это пассивный буржуазный смех - тут опять вспомню «Врага народа» в Москве, но уже по контрасту).

Однако в финале, и за это надо отдать должное последовательности и принципиальности режиссера, Остермайер не ограничивается ликвидацией четвертой стены Комеди Франсез и снятием стенки гримуборных Комеди Франсез, он разрушает и собственный спектакль тоже – поднимает заднюю стенку герметичной конструкции с хэппи эндом сексуального плюрализма под девизом «всё, что вам угодно». Ярко освещенная театральная коробочка сцены-зала, в которой так удобно расположились актеры и зрители, разваливается на наших глазах. За ней бесконечная тьма и где-то высоко в петле болтается Мальволио. За тонкими бумажными стенками казалось бы вечного дня (вечного «что вам угодно» и вечного «I am what I am») находится ночь, двенадцатая, вечная уже по-настоящему.
Tags: theatrehd, Остермайер, театр
Subscribe

  • Медвежья ирония

    . «МЕДВЕДЬ», В.Панков, ЦДР, Москва, 2019г. (7) Сложено из трёх слоев по-медвежьи – грубо и крепко (не так как легкие стулья в доме у вдовушки…

  • Открыл Чеховский фестиваль

    . «ФОЛИЯ», М.Мерзуки, "Поль ан Сен", Франция, 2018г. (8) Постановщик нам известен (по спектаклю "Пиксель"), почерк узнаваем. Хип-хоп, как…

  • Бесплодье умственного тупика

    * «ГАМЛЕТ. КОЛЛАЖ», Р.Лепаж, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2013г. (10) Посмотрел трансляцию в кинотеатре. Первый раз смотрел со второго ряда бельэтажа…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments