Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

Переключая каналы

*
«ОПТИМИСТИЧЕСКАЯ ТРАГЕДИЯ. ПРОЩАЛЬНЫЙ БАЛ», В.Рыжаков, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, СПб, 2018г. (6)

Здесь птицы не поют,
Деревья не растут.
И только I
Just called to say
I love you.


Наиболее адекватным зрителям спектакля был тот, кто не отключил смартфон, не вынул наушники из ушей, одновременно продолжал общаться в Instagram, смотреть Youtube и слушать playlist.

Спектакль пробивается к пьесе, к истории, к вещам подлинным, фундаментальным через многометровый слой мусора, которым завалено информационное и театральное поле, которым забиты все каналы восприятия современного человека (и тех, кто по эту, и тех, кто по ту сторону рампы). Яркие обертки, звуковые рефрены, рекламные слоганы, театральные общие места, идеологические штампы (прежние коммунистические никуда не делись и новые либеральные рядом навалены).

Будто смотришь старый, серьезный черно-белый фильм (хоть ту же «Оптимистическую трагедию») по телевизионному каналу, а на пульте еще 99 каналов и палец каждые пять минут машинально переключает на что-то другое. Сенсорный и информационный голод (или это обжорство) не дает сосредоточиться на одном, читать текст длиной более двух абзацев или слушать диалог больше чем из пяти реплик, нужно чтобы постоянно мелькало – Magic флейта, rap, Crocodile Гена, Пинк Floyd, "кто еще хочет комиссарского тела?", "Mama, just killed a man", рэп, Lise Монро, Marylin Хохлакова, Стиви Urgant, Nina Уандер.

Так получилось ли пробиться?
В январе посмотрел «Оптимистическую трагедию» Коляда-тетра ( https://lev-semerkin.livejournal.com/782755.html ) и сразу задался вопросом, можно ли будет зачесть постановку Рыжакова за первую постсоветскую постановку пьесы.
Ответ - можно. Пьеса поставлена. Если разгрести блескучий мусор, под ним можно обнаружить классический театральный хор и несколько удачных ролей - Сиплый, Вожак.
Комиссар здесь конечно барышня еще в бОльшей степени, чем у Коляды, просто гимназистка, но со своим голосом и характером.

Рыжаков проиграл Коляде почти по всем параметрам.
Задача Коляды вернуться и вспомнить, восстановить связь времен. Задача Рыжакова попрощаться (и даже сильнее "избавиться от метастазов советского мифа"). Главное слово в названии спектакля – «прощальный». «Прощальным костром догорает эпоха», в костре среди мусора есть и фрагменты пьесы, несколько сцен еще можно прочитать.

Но вот ведущие у александринцев получились лучше (Эра Зиганшина и Аркадий Волгин).
Отсылка от матросов «Оптимистической трагедии» к десантникам «Белорусского вокзала» проведена самым высоким человеческим и театральным способом - через воспоминание о легендарной актрисе этой труппы.
А в итоге "весь этот джаз", весь этот мусорный рэп рассеивается, сцена остается пуста, спектакль сводиться к двум актерам, к их прощальному балу.
Tags: театр
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment