Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

Сцены (из супружеской жизни) XXI

.
«ДЫХАНИЕ», М.Гацалов, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2016г. (8)

Кто видел постановку этой пьесы в Шаубюне ( https://lev-semerkin.livejournal.com/615501.html ), отталкиваются от нее. И создатели спектакля, видимо, тоже. Отталкиваются. У Кэти Митчелл было современно и темно, а у них современно и светло.

Светлый вариант мне больше понравился - и более зрелищный, и более содержательный.
Дыхание (вдох-выдох, вдох-выдох и так всю жизнь) как генеральная метафора жизни человека - монотонное чередование автоматических действий. Две фазы (вдох и выдох) как две составляющих супружеской жизни (он и она), необходимых друг другу пусть даже в таком вырожденном, вымороченном виде. И как две составляющих диалога, пусть даже фиктивного, воображаемого (не диалог, а два параллельных внутренних монолога с воображаемым партнером, мысли вслух, пережевывание разговора, состоявшегося когда-то раньше).
Велотренажеры Митчелл прием более сильный, но и более простой. Эрзац жизни, эрзац движения белки-в-колесе. И одновременно доведенный до наглядности, до абсурда экологический посыл пьесы – энергетическое самообеспечение.
Гацалова не так занимает экологизм и в спектакле больше обыкновенной жизни, супружеской жизни.
Экологическое в пьесе это ведь тоже эрзац, заполнение пустоты бытия (когда люди добывали себе пропитание в поте лица своего, их мысли занимало «вчера большие, но по пять, а сегодня маленькие, но по три», а мысли обеспеченных и образованных занимает другая жвачка).

Целостный образ супружеской жизни выкладывается как мозаика постепенно, из обрывков фраз (из много раз повторенных и из сказанных мельком). Проблема спектакля только в очевидном неравноправии полов. Отчасти это следствие режиссерского решения – исполнители должны быть разного возраста, чтобы подчеркнуть условность, символичность пьесы. В результате исполнители оказались не только разных возрастов, но и разных театров, разных классов. Старшеклассница (которая знает о чем говорит) и младшеклассник (который выучил текст и технично исполняет задания режиссера). И Людмила Трошина и Роман Шаляпин двигаются и произносят текст в одинаковой, нейтральной, монотонной манере, но у нее за словами и в пластике чувствуется напряжение и содержание, а он – еще один предмет интерьера, разве что говорящий (ванна, унитаз, стиральная машина, муж). В какой-то момент актера подменяют видеопроекцией, может так и нужно (и так можно) было ставить эту пьесу, как моноспектакль актрисы.
Tags: театр
Subscribe

  • Дуракам везет

    . “ПОСЛЕ ПРОЧТЕНИЯ СЖЕЧЬ”, Бр.Коэны, США, 2007г. (5) Следовало бы назвать «ПЕРЕД прочтением сжечь», потому что это комедия. Умная,…

  • Феллини: 100 лет и 12 лет

    * Сегодня отмечают 100-летие Феллини. С 1954 по 1965 год, когда выходили на экраны его самые великие фильмы (последовательно «Дорога», «Ночи…

  • Немного кино в холодное театральное межсезонье

    . Рейтинг фильмов, что смотрел в июле-августе (Денёв, Тарантино, Финчер, Хауэр) : « Бойцовский клуб», Финчер, 1999г. (10) « Попутчик», Хауэр, 1986г.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments