Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

Версия Тригорина

*
«ЧАЙКА (новая версия)», К.Богомолов, ТЕАТР ТАБАКОВА, Москва, 2014г. (8)

Новая версия отличается от предыдущей ( https://lev-semerkin.livejournal.com/389640.html ), как Тригорин от Треплева. Отличается в лучшую сторону.

Сам режиссер вышел в роли Треплева и тем самым задал дополнительную дистанцию между персонажем и собой сегодняшним, преодолевшим Треплева_в_себе. Такой перегоревший Треплев выглядит похоже на Заречную из последнего действия, когда в этой роли выходит Роза Хайруллина. Богомолов и Хайруллина составляют замечательную актерскую пару, даже жаль что дуэт разовый, случайно возникший.
Можно в этом увидеть заявку на третью (новейшую) версию спектакля, когда Треплева первой части сыграет совсем молодой актер (в паре с Заречной-Колпаковой), а после антракта оба персонажа резко изменятся, "сгорят". Третью версию можно было бы назвать версией Дорна. Сейчас в роли Дорна Сергей Чонишвили. Это Дорн – наблюдатель, человек крупный, неординарный, понимающий в искусстве, но сытый и самодостаточный, а вот если бы ему «пришлось испытать подъем духа, какой бывает у художников во время творчества».
«Мне кажется, я презирал бы свою материальную оболочку и все, что этой оболочке свойственно, и уносился бы от земли подальше в высоту».
Новая версия «Чайки» как раз очень материальная, прозаичная, приземленная, взгляд Дорна придал бы ей высоту.

О треплевской режиссуре первой версии и тригоринской режиссуре второй можно сказать словами персонажей пьесы.

Тригорин о Треплеве:
Все никак не может попасть в свой настоящий тон.

Треплев о Тригорине (и о себе):
Тригорин выработал себе приемы, ему легко... У него на плотине
блестит горлышко разбитой бутылки и чернеет тень от мельничного колеса - вот и
лунная ночь готова, а у меня и трепещущий свет, и тихое мерцание звезд, и
далекие звуки рояля, замирающие в тихом ароматном воздухе... Это мучительно.


Точно также и Богомолов «выработал себе приемы» и вторая версия поставлена «легко», а в треплевской режиссуре первой версии было много нажима и много избыточного.
Там не было разумеется ничего «замирающего» и «трепещущего» (разве что моль летала :), но было много, говоря словами Аркадиной, «вылазок, шпилек, дурного характера» - и рассказ Гагарина, и пение Зыкиной, и Гребенщиков, и Галич, и Шевчук – это было "мучительно". В новой версии остался только «Город золотой» – лучшая сцена спектакля, финал первой части. Сверхкрупный план Нины Заречной одновременно и жалкой, нелепой, как Фрося Бурлакова, и прекрасной, одухотворенной.

В тригоринской режиссуре новой версии разумеется нет ни "облака похожего на рояль", ни "тени от мельничного колеса".
Тригорин говорит о себе "я чувствую природу, она возбуждает во мне страсть, непреодолимое желание писать." Богомолов режиссер городской (даже лучше сказать "комнатный"), природа совершенно не его среда.
В применении к Богомолову нужно заменить «природу» на «природу человека». Режиссер точно чувствует природу чувств и отношений людей – эгоизм, одиночество, мизантропия, наивные надежды, влечение, неразделенная любовь. Именно это возбуждает в нем театральную страсть, желание ставить, разыгрывать классические пьесы со своими актерами.
Из всех персонажей пьесы наибольшую страсть сейчас вызывает в режиссере именно Тригорин, а из всех актеров Миркурбанов. Поэтому и получился такой многосложный характер, такой глубокий и жесткий, безжалостный к природе человека срез. Безжалостный не только к природе человека, но и к природе творчества - вампирической (по отношению к другим) и опустошающей (по отношении к себе) .

О новой версии Чайки можно сказать словами Тригорина «и в конце концов чувствую, что я умею писать только пейзаж» но ведь и этого усадебного пейзажа, семейного портрета в неуютном интерьере достаточно для успеха спектакля.
Tags: Богомолов, театр
Subscribe

  • Открыл Чеховский фестиваль

    . «ФОЛИЯ», М.Мерзуки, "Поль ан Сен", Франция, 2018г. (8) Постановщик нам известен (по спектаклю "Пиксель"), почерк узнаваем. Хип-хоп, как…

  • Бесплодье умственного тупика

    * «ГАМЛЕТ. КОЛЛАЖ», Р.Лепаж, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2013г. (10) Посмотрел трансляцию в кинотеатре. Первый раз смотрел со второго ряда бельэтажа…

  • Театр повторного спектакля

    . Планирую поездку в СПб на первую половину июля. Смотрю афишу, составляю театральную программу и наибольший интерес вызывают постановки, которые уже…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments