Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

Завершение колядок-2019

*
На нынешних гастролях Коляда-театра посмотрел шесть спектаклей, два последних смотрел по второму разу.

"ДВЕНАДЦАТЬ СТУЛЬЕВ", Н.Коляда, КОЛЯДА-ТЕАТР, Екатеринбург, 2017г. (6)

"ФАЛЬШИВЫЙ КУПОН", Н.Коляда, КОЛЯДА-ТЕАТР, Екатеринбург, 2016г. (10)


«12 стульев» видел в прошлом году ( https://lev-semerkin.livejournal.com/756814.html ), играли Колесов (Бендер) и Ягодин (Воробьянинов). Теперь специально сходил на другой состав – Белов (Бендер) и Коляда (Воробьянинов). Опять пришлось три с половиной часа ждать финала. Основная часть спектакля – кошачий концерт – от состава не зависит. Разве что Бендер мельче (Белов слишком торопился, пауз не делал, репризы не подавал), а Воробьянинов будто из другого спектакля зашел, растерялся и включился только в финале.
А финал потрясающий, как и в первый раз, но совсем про другое. У Ягодина своя тема и он играл ее (пробуждение человеческого в «кролике»). У Коляды своя (отцовская) и репинская мизансцена сильнее прозвучала, а потом играть уже ничего не нужно было, просто быть на сцене собой ("и тут кончается искусство" и слезы текут).

«Фальшивый купон» - абсолютный «мастерпис», одна из вершин Большого Коляды. Прекрасно сыграли спектакль. Сначала вниз, опускаясь словно по кругам дантова ада («божественная комедия нашего уезда») к точке ноль, к полному и окончательному торжеству зла. А потом вверх к исходной точке (к сцене на паперти) и к знаку вопроса.

Мизансцену в финале спектакля я и в первый раз оценил ( https://lev-semerkin.livejournal.com/709076.html ). В этот раз добавилась параллель с «Горем от ума» и параллель между Чацким и Митей (спектакль Большого Коляды связаны перекрестными ссылками, по ним очень интересно ходить).
Два совсем молодых человека и молодых актера - Чацкий (Баркарь) во втором действии «Горя от ума» и Митя (Романов) в финале «Фальшивого купона» останавливаются в потрясении и словно замирают, в ступор впадают, полная статика и внутренняя работа мысли и души. Только направление совсем другое. У Чацкого взгляд направлен вовне, на общество – «стаю ждунов», а у Мити вовнутрь, в себя (а рядом народная стихия, вечная, витальная и равнодушная к единице массовая пляска). Два разных горя – горе ума и горе совести.

А вот столь же важную, смысловую мизансцену в финале первого действия «Фальшивого купона» я с первого раза не заметил. Итунин тогда сильнее сыграл и рассказ душегуба заслонил финальную сцену. Теперь Итунин стал играть в богомоловской нейтральной манере, это тоже страшно, но уральская манера была страшнее.
Оказывается песня «Верила-верила-верю» появляется в спектакле не после антракта, а до. Душегуб уходит со сцены в центральную дверь, оставляя зрителей потрясенными, а сцену пустой и темной. Пауза прерывается песней поначалу очень тихой, с правого и левого бока на сцену выходят две части хора и постепенно в танце продвигаются к центру навстречу друг другу пока рана не затягивается. Это хорошо видно сверху, я во второй раз специально место на балконе взял (оптимальный вариант, один раз смотреть спектакль из второго-третьего ряда и один раз с балкона). Сверху также лучше видна симметрия двух чертей. Чистяков и Ташимов, почти без слов играют и так выразительно, от их молчания-ожидания (то вплотную к действующим лицам, то поодаль) сильнейший эффект.
И дальше второе действие начинается с той же песни (только громко), с пластического эпиграфа - свадебного танца-хоровода с гармонистом Беловым. Этот легкий-веселый гармонист потом отзывается в роли Чуева, которую играет Белов – та же легкая, бездумная, бессовестная вера (не отчаяние душегуба Пелагеюшкина, не кротость Марии Семеновны, не пустое безверие Махина, не правдоискательство Мити).
Tags: Коляда, театр
Subscribe

  • Васисуалий Самгин

    . «ТОВАРИЩ КИСЛЯКОВ», А.Калинин, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, СПб, 2020г. (6) Не буду оригинален, Иван Трус – грандиозный актер! Может всё - от острого…

  • Три шага в бреду

    . «ТРИПТИХ», Г.Карризо, Ф.Шартье, Peeping Tom, Бельгия, 2013-2021г. (10) Театральный сюрреализм, с каждым следующим шагом баланс смещается, все…

  • Два маленьких мальчика, которых нельзя повредить

    . «ТОЛСТАЯ ТЕТРАДЬ», Т.Тарасова, ТЕАТР им.МОССОВЕТА / ГИТИС, Мастерская Кудряшова, Москва, 2020г. (10) Пожалуй, лучший спектакль, что я видел в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments