Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

Вы поедете на бал?

*
"СЛАВА", К.Богомолов, БДТ им.ТОВСТОНОГОВА, СПб, 2018г. (10)

Виртуозная работа режиссера и актеров БДТ.
Но перед тем еще и интеллектуальная работа проделана блестяще. До того как придумать правила театральной игры и режиссировать надо было придумать концепцию - как отнестись к исходному тексту, и шире – как отнестись к прошедшему времени. Филология высшего уровня.

Тут предельно открытая игровая структура, не амбивалентная даже, а поливалентная. Тут надо было «все кузни обойти и не кованым воротиться». Кузню пафоса, кузню иронии, кузню юмора, кузню пародии, кузню стилизации, кузню сентиментальности, кузню условности. Тут все есть, все на своем месте в иерархии и ничто не довлеет. Условность напоказ и тут же сентиментальность напоказ. И то и другое чистое, как слеза.
Это «всерьез»? Это «каждый видит своё»?
Ни на один вопрос нельзя получить определенного ответа.
И да и нет. Ни да, ни нет.

Да и нет не говорите, черное и белое не надевайте, вы поедете на бал?

А бал тем не менее состоялся, спектакль получился, пьеса поставлена.
И даже если режиссер сам для себя и для своих все же предполагал однозначную трактовку искусно замаскировав ее, это в конечном итоге ничего не значит и угадывать его скрытые намерения не стоит, с какого-то момента игры он уже не властен над ней, пьеса сама себя поставила.

«Слава» идеально вписалась в репертуар БДТ, в серию постановок Могучего и в нынешнюю юбилейную гастрольную программу (не только тем, что название односложное :). Как и в случае с «Грозой», «Пьяными», «Губернатором» для постановки «Славы» был изобретен свой отдельный театр, при этом театр одноразовый, повторять эти приемы для постановок других пьес не стоит.

Спектакль играли в историческом здании Малого театра, там в фойе второго этажа висит портрет Щепкина, так вот Дмитрий Воробьев в «Славе» – вылитый Щепкин с портрета. И ведь это сходство наверняка не закладывалось при постановке, кто тогда знал, где будут гастроли. Это само-собой получилось, потому что Щепкин выглядит как Актер, а Воробьев играет Актера.

Советское прошлое берется как нечто цельное, эстетически и этически завершенное, классицизм (или псевдо классицизм? - «да» и «нет» не говорите). Черно-белое кино сталинской эпохи и черно-белое кино оттепели, Пырьев и Ромм, Серова и Смоктуновский, стихи Гусева и манера Бродского (Валерий Дегтярь замечательно дает и Смоктуновского и Бродского, сначала рефлексию, открывая обьем в плоской роли, а потом пародию).

И в последний момент заигравшимся зрителям бах Сталиным по голове. И публика реагирует на слова матери (Нины Усатовой) "Сталин сын трудового народа, а я трудового народа дочь" смехом и аплодисментами, вполне здоровая реакция.
Сталин это просто метка эпохи, пустой символ? Или знание о Сталине включено и через это мы переворачиваем образ, который создала Усатова?
Ну а на чисто эмоциональном уровне вызов к Сталину поставлен так, что мы чувствуем и смертельный холодок – приближаться к нему так же опасно, как к горной вершине, лавина может сойти.

Прошлое оказывается так же непостижимо, как будущее в «Космической Одиссее» Кубрика (декорация крутится под тот самый вальс – одна сторона, другая сторона, где лицо, где изнанка, где правда, где ложь? – черное и белое не надевайте).
Прошлое непостижимо прекрасно и оно же непостижимо ужасно. И вообще, что такое «добро» и «зло», «верх» и «низ», а также «прошлое» и «будущее» в бездонном космосе, где танцуют вальс Штрауса космические корабли совершенных геометрических форм.
Космический бал. В этой музыке, в этом танце нет морального измерения.
И театральный бал. Также совершенно танцуют режиссерский вальс актеры – Дегтярь, Попова, Реутов, Усатова, Воробьев, Княжев. А нравственно ли так играть такую пьесу, как будто забыв, что в то время бла-бла-бла ? А нравственно ли ставить актерам такие упреки? Они свободны, как пьяные (почти весь актерский ансамбль из «Пьяных» Андрея Могучего).

Елена Попова в роли профессора. Это во-первых метка театральной условности. Это издевка на тему гендерного равенства (в пьесе женских ролей меньше, так мы демонстративно уравняем, пародия на колор-блайнд-кастинг). Но ведь намного важнее, что это еще и в тему той эпохи точно попадает («женщина на самолет» в пьесе есть, пусть и женщина хирург будет, вспомним легендарную «Таню» Бабановой, при этом сорокинская фантасмагория - женщина осваивая мужские профессии буквально становится мужчиной, к ней обращаются в мужском роде и сама она говорит о себе в мужском роде). Крупные планы на экране - идеальная гладкая блондинка черно-белого кино, советская кинодива или актриса Хичкока. Если вспомнить фильм «Завороженный» Попова играет одновременно и за Михаила Чехова (профессора) и за Ингрид Бергман (блондинку). При этом выглядит абсолютно органично, играет так естественно, что между актрисой и образом иголку не просунешь.

И что такого уж «советского» в сходе лавины, она же не знает, что сходит на ГЭС имени Ленина.
А разве при другом общественном строе не гибнут взрывники? Их не ждут матери? Разве в Голливуде не так?
Да и нет не говорите, черное и белое не надевайте…
Tags: БДТ, Богомолов, театр
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments