Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

Кролик в аквариуме

*
Продолжу про «Шпоньку» Николая Коляды (видел в воскресенье - https://lev-semerkin.livejournal.com/781906.html ).

«Шпонька» - спектакль Большого Коляды, пятый из гоголевской серии (после «Ревизора», «Женитьбы», «Мертвых душ» и «Старосветской любви»). По смыслу он у меня расположился между «Женитьбой» (несостоявшейся, городской) и «Любовью» (состоявшейся, сельской). «Шпонька» - переезд из города в село (инсценировка начинается с городских сцен (отрывков из «Владимира 3-ей степени»).

Село - то же украинское, плодородное, изобильное. И с диканьковской близостью любви и смерти. В «Вечерах на хуторе» эту близость символизируют утопленницы-русалки, а в спектакле «Шпонька» - рыбы. Рыбы здоровенные, толстые. Плывут стаей, нерестятся, размножаются, обгладывают. Нечто таинственное, холодное, не-человеческое, до-человеческое и даже до-животное. Иван Федорович среди этих рыб как кролик (все-таки теплокровное животное и с зачатками сознания). Он как живой кролик среди актеров, не понимающий, где он и что происходит и что от него хотят и что с ним делают.

В первом действии и я чувствовал себя таким кроликом - зрителем непонятной игры, которую видишь, словно через толстое и мутное стекло аквариума. Там что-то происходит, кто-то плавает, говорит (по крайней мере рты раскрывают), но смысл не доходит никак. Хотя чувствуешь, что он там есть.
И эмоции не включаются, как можно сочувствовать холодным рыбам? Единственная родная, теплая душа на сцене – кролик.

Все изменила одна сцена, в самом конце, перед антрактом - возвращение Ивана Федоровича из гостей домой, когда он остановил бричку (а Николай Коляда остановил действие повести о Шпоньке и добавил прекрасный монолог, который пропадал втуне, где-то в черновиках). Тиха украинская ночь, белые звезды высыпали на небо и перед лицом вечности что-то прояснилось в душе героя и это уже не Иван Федорович, а Николай Васильевич говорит:
"Вдохновенная, небесноуха́ющая, чудесная ночь.
Любишь ли ты меня? По-прежнему ли ты глядишь на своего любимца, не изменившегося ни годами, ни тратами, и горишь и блещешь ему в очи, и целуешь его в уста и лоб?
Ты так же ли, по-прежнему ли смеешься, месячный свет? О боже, боже, боже! Такие ли звуки, такие снуются и дрожат в тебе?
Клянусь, я слышал эти звуки, я слышал их один в то время, когда я перед окном: на груди рубашка раздернута и грудь и шеи моя навстречу освежительному ночному ветру. Какой божественный, и какой чудесный,, дышущий негой и благовонием, рай и небеса — ветер ночной. Дышущий радостным холодом ветер урывками обнимал меня и обхватывал своими объятиями и убегал и вновь возвращался обнимать меня, а черные, угрюмые массы лесу, нагнувшись, издали глядели и над ними стоял торжественный несмущенный воздух. И вдруг соловей ...
О небеса, как загорелось всё, как вспыхнуло! У, какой гром ... А месяц, месяц ...

Отдайте, возвратите мне, возвратите юность мою, молодую крепость сил моих, меня, меня свежего — того, который был.

О, невозвратимо всё, что ни есть в свете
."

Стекло аквариума треснуло. Олег Ягодин решил труднейшую задачу – сыграл и Шпоньку и Гоголя. Он пробил четвертую стену.

На гастролях 2019 года Коляда театр сразу представил две выдающиеся актерские работы – суббота была днем Баркаря, а воскресенье – день Ягодина.

Ягодин сыграл проблеск божественной искры, проблеск подлинного человеческого сознания в кролике, в ничтожном, жалком, робком человечке. Эта искра дала спектаклю огонь, и смысл и сопереживание.

Не жизни жаль с томительным дыханьем,
Что жизнь и смерть?
А жаль того огня,
Что просиял над целым мирозданьем,
И в ночь идет, и плачет, уходя.


И сразу все выстроилось вокруг Ягодина и массовка – хоровод рыб и веников, парубки и дивчины, и несчастная одинокая тетушка (Тамара Зимина) и хозяйственная соседка (Антон Макушин со смачным "Вы водку пили?") и перезрелая девица (Ирина Плесняева), которая все наваливалась на Ивана Федоровича грудями-рыбинами (а в это время на заднем плане парень околачивал цветущую розовым цветом грушу).

Рыбы нерестятся, кролики плодятся.
Казалось бы - плодитесь и размножайтесь, живите в любви и согласии и что еще надо, испеките пирог и протяните внуку лучший кусок – но какое-то фатальное несовпадение, внука нет и лучший кусок хватает дворовая собака, за что бывает бита кочергою.

«Кролик» пытался стать «рыбой», Шпонька-Ягодин даже плавал по сцене (очень эффектно), но в конце концов утонул.

=======

картинка - https://lev-semerkin.livejournal.com/782361.html
Tags: Коляда, театр
Subscribe

  • Медвежья ирония

    . «МЕДВЕДЬ», В.Панков, ЦДР, Москва, 2019г. (7) Сложено из трёх слоев по-медвежьи – грубо и крепко (не так как легкие стулья в доме у вдовушки…

  • Открыл Чеховский фестиваль

    . «ФОЛИЯ», М.Мерзуки, "Поль ан Сен", Франция, 2018г. (8) Постановщик нам известен (по спектаклю "Пиксель"), почерк узнаваем. Хип-хоп, как…

  • Бесплодье умственного тупика

    * «ГАМЛЕТ. КОЛЛАЖ», Р.Лепаж, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2013г. (10) Посмотрел трансляцию в кинотеатре. Первый раз смотрел со второго ряда бельэтажа…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment