Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

«Король Лир» глазами Саши Черного.

*
«КОРОЛЬ ЛИР», Л.Додин, МДТ, Санкт-Петербург, 2006г. (9)

Очень петербургский спектакль – и это очень хорошо.
Есть особенный только в этом «предумышленном» городе произрастающий стиль и нигде более невозможный. В начале ХХ века в петербурских стихах Саши Черного и Ко, в конце ХХ века в петербурских моноспектаклях Юрия Томошевского и Алексея Девотченко («Концерт Саши Черного»).
Да и нынешний «Лир» в каком-то смысле моноспектакль. Только это не моноспектакль Семака-Лира, а моноспектакль Девотченко-Шута.
И, следовательно, Не-Трагедия, а «Король Лир» глазами Шута. Главный герой – Шут и его … Даже не хочу писать что, все равно уже написали и еще напишут, просто обозначу буквами м.п. Кстати и автор «Неоконченной пьесы для м.п.» был замечен в зале и «неоконченность пьесы» в спектакле была.
Шут и его знаменитое «исчезновение» (прямо посередине действия пьесы Шекспира ) поставлено и сыграно на десятку (гарантировано войдет в хрестоматию «Театр Европы XXI века»).
Шекспир устранял Шута, когда пьеса переламывалась (и переламывался главный герой). Королевский шут, комментирующий происходщее в «Короле Лире-1», неуместен во второй части (в «Короле Лире-2»), когда нет короля, а есть безумный старик. Когда выкалывают глаза, травят, вешают – не до ШУТок.
Тем более, что Шут первый все понял и ВСЁ СКАЗАЛ. Оставшимся без Шута персонажам остается только подтвердить правоту его слов на своей шкуре и пройти путь (уже освещенный острым лучом фонарика) до конца.

Логика Додина вполне шекспировская, хотя он очень свободно обращается с текстом (режет и кроит). Додин смотрит на пьесу глазами шекспировского Шута и тоже с какого-то момента теряет к пьесе интерес и в результате сильно обрезает «Короля Лира-2», фактически ставит только «Короля Лира-1», ничего не переламывает (ни спектакль, ни Лира). Лир остается таким же вздорным, как и в начале, никакого потрясения, безумия, смягчения, прозрения человеку не дано (он продолжает что-то кричать о мести, о «копытах обернутых войлоком» даже у тела Корделии). Семак до конца играет «первого Лира» ( еще не безумного). Додумать и доиграть до конца – сильная сторона и режиссера и актера.
Конец ждет и не-героя, ординарного человека, прозаического, не-цельного. Как правило, пространство в «Лире» постепенно расширяется, выходит из залов и комнат на простор, на природу. Здесь все действие происходит в деревянной коробке (в Крестах), а в финале Лир, правивший целым королевством, умирает в совсем маленькой тесной дощатой коробочке, словно в спичечном коробке. Никакого поэтического "Дальше - Тишина!", просто "растегните пуговицу". Тоже трагедия, только с маленькой буквы.

Лир опрощен, уравнен с остальными персонажами (если освободить от шелухи одежд – старого короля, молодого дворянина, слугу, Шута, мы увидим, как они похожи, в этом смысл коллективного обнажения в спектакле).
Много их вертится вокруг Шута. Вот - отец трех дочерей, или это отец двух сыновей (Лир и Глостер, они так похожи). Да и дочери одинаковы - в одинаковых платьях, а сыновья в одинаковых капюшонах. Угадывайте, играйте в наперсток. Ну и еще какие-то смешные люди - герцоги, слуги, всякий вздор.

Ну не умора ли? Слепцы «играют в наперсток», дергаются, пытаются угадать (сестры танцуют, поворачиваются спиной - где Корделия? Кто из них настоящая дочь? Кто из сыновей настоящий?), рассуждают о шансах, о справедливости, делят шкуру еще живого королевства (переложил бумажки – разделил государство).

В конце концов Шут, вдоволь насмеявшись, просто теряет интерес к игре и бросает спектакль, оставляя вместо себя это самое м.п. С них достаточно и «фанеры».

Да и сам Шут, человек ли он? А может механическое приложение к м.п. ("механический пианист")? Девотченко играет в эксцентрической манере 20-х годов прошлого века (в манере Гарина, Ильинского, Мартинсона), играет маску, куклу, идею. Не природный, а «предумышленный», отстраненный, химически чистый смех.

И о перекличках с «Королем Лиром» Бутусова.
Сходства много – и идея о неразличимости трех дочерей, и "игра в наперсток" и даже общее пианино. И то, что Лира немного потеснили из фокуса режиссерского внимания, это не-ЛИРические спектакли.
Интересно рассмотреть их вместе, как своеобразную дилогию. Один режиссер сказал А, другой Б. Один накатил, другой ударил. Один сказал, другой ответил. Это диалог, возможно полемика или соревнование.

Кто лучше придумает Шута ? – победил Додин, за явным преимуществом.
Кто подойдет ближе к трагедии в финале ? – пожалуй, победил Бутусов.
Чей Лир вздорнее ? – победил Семак (хотя Лиры Семака и Райкина дополняют друг друга, как половинки шекспировского Лира).
У кого сценография лучше сыграет ? – у Бутусова и Шишкина.
В целом у Додина спектакль более цельный и внятный, у Бутусова - разомкнутый и хаотичный. Но и та и другая постановки не похожи на театр привычный, сегодняшний. Это театр завтрашнего дня. От Бутусова - следовало ожидать, а Додин - сильно удивил, маститые режиссеры редко совершают подобные прорывы.
Tags: Додин, театр
Subscribe

  • 51 минута вечности

    * «НЕ ГОРЮЙ», Ю.Погребничко, ОКОЛО, Москва, 2021г. (9) Продолжительность 51 минута. И точка. Ни минутой больше, ни минутой меньше. И не надо. Всё…

  • Живой и мёртвые

    . «МЕРТВЫЕ ДУШИ», Р.Матюнин, ВШСИ, Актерско-режиссерский курс О.Тополянского и К.Гинкаса, Москва, 2019г. (9) Живой, теплокровный, «малиновый»…

  • В течении часа и больше никогда

    * «СЕРЁЖА ОЧЕНЬ ТУПОЙ», В.Жуков, ВШСИ, Мастерская К.Райкина, Москва, 2021г. (8) Это был мой первый спектакль по этой пьесе Дмитрия Данилова…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 33 comments

  • 51 минута вечности

    * «НЕ ГОРЮЙ», Ю.Погребничко, ОКОЛО, Москва, 2021г. (9) Продолжительность 51 минута. И точка. Ни минутой больше, ни минутой меньше. И не надо. Всё…

  • Живой и мёртвые

    . «МЕРТВЫЕ ДУШИ», Р.Матюнин, ВШСИ, Актерско-режиссерский курс О.Тополянского и К.Гинкаса, Москва, 2019г. (9) Живой, теплокровный, «малиновый»…

  • В течении часа и больше никогда

    * «СЕРЁЖА ОЧЕНЬ ТУПОЙ», В.Жуков, ВШСИ, Мастерская К.Райкина, Москва, 2021г. (8) Это был мой первый спектакль по этой пьесе Дмитрия Данилова…