Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Тень «Гамлета»

*
"ГАМЛЕТ", Ю.Бутусов, ТЕАТР им.ЛЕНСОВЕТА, СПб, 2017г. (9)

У режиссера это второй подход к «Гамлету» - почти все рецензии с этого начинаются, и мне об этом надо сразу сказать, потому что второй подход оказался ничем не схож с первым (и по общему результату и по каждой из составляющих).
В 2005-м в МХТ была неудачная попытка еще раз войти в ту же реку театральную команду. Команды не получилось и спектакль не сложился ( https://lev-semerkin.livejournal.com/50397.html ).
А теперь есть команда - сильная команда, идеальная команда (очень обидно, что это их последняя совместная работа).
Это еще не полноценный шекспировский «Гамлет» Бутусова, это его тень (вот второй «Макбет» - ленсоветовский, с приставкой «кино» - был полноценным шекспировским и бутусовским).
Но это тень именно шекспировского «Гамлета» - пусть и неполного (спектакль обрывается на сцене предшествующей поединку Гамлета с Лаэртом). Самого поединка и трагической развязки нет, нет и трагедии. Есть только тень трагедии – драма.

В таком обрубленном виде финал бутусовского «Гамлета» повторяет финал бутусовского «Дяди Вани».
Неожиданная, парадоксальная параллель: деревянный меч – крест в руках у Гамлета ("неси свой крест") и портфель в руках у Сони.

надо жить! Мы, дядя Ваня Горацио, будем жить. Проживем длинный-длинный ряд дней; будем терпеливо сносить испытания, какие пошлет нам судьба драться ...

Гамлет-Пицхелаури похож на Соню-Муравицкую, сгоревший человек, черный силуэт.

Страна. Гамлетизм. Шекспир

У этого Гамлета есть прописка во времени/месте, точно такая же, как была у Подколесина в спектакле «Город. Женитьба. Гоголь».
А спектакли вышли противоположными как Инь и Ян, «Женитьба» возникла из приятия времени/места, а «Гамлет» из неприятия. "Женитьба" лирическая гоголевская, а "Гамлет" яростный шекспировский.

Подколесин был петербургский (ленинградский) служащий – молодой, интеллигентный. Он любил этот город, и режиссер своим спектаклем обьяснялся в любви к своему городу и его жителям.

Гамлет – питерский неформал. Он не мягкий деликатный Подколесин, он жесткий, колючий максималист. Он не женится, он дерётся (не мир принес, но меч). Он живет в стране-тюрьме и занимается «гамлетизмом» - испытывает отвращение и к Дании, и к датчанам, и к себе (в следующем спектакле Бутусова - «Человеке из рыбы» - продолжается привязка к тому же времени/месту - к отечеству, неизбежному как смерть).

А деликатность того Подколесина пародируется здесь деликатной Офелией (Фёдор Пшеничный – несчастный белый клоун среди злых рыжих).

Гамлет-Отец (Виталий Куликов) элегантен как Ален Делон. В мхатовском «Гамлете» был совершенно другой отец, самый реальный персонаж того спектакля. Здесь отец самый условный, самый графичный – тень отца (и в буквальном смысле тень), он очень молод, скорее не отец, а старший брат (как Ален Делон у Макбета в «Макбет.Кино»), пример для подражания (в шекспировском «Гамлете» таким примером является Фортинбрас, Бутусов Фортинбраса на сцену не вывел, он присутствует только в монологе Гамлета, а драматургическая функция передана отцу).
Возникает максимально-возможный контраст двух братьев (один "не пьет одеколон", другой пьет).

Клавдий - мудак на троне (Перегудов - паясничающий пьяница, заскорузлая внешность Ноздрева, тягучие интонации Ельцина и вдруг такой мужской мощный шекспировский монолог человека всё про себя понимающего).

Окружающую жизнь Гамлет воспринимает как сумасшедший дом, как дурной театр, как злую клоунаду, мышеловку (не на короля, а на себя). И мама превратилась в куклу (Гертруда - Евгения Евстигнеева).
Впрочем, к себе он относится также строго, себя он тоже не любит и «заливает» эту нелюбовь – с приятелем-собутыльником Горацио. В пьющей Дании (стол заставленный бутылками отбрасывает тень на белую стену и становится городом) и Гамлет пьет по черному.

Цирк. Бедлам. Зеркало

Начало первого действия – цирк (три клоуна разыгрывают сцену мышеловки).

Начало второго действия – бедлам. Еще один образ Дании и датчан. Все персонажи выстраиваются в ряд позади безумного Гамлета и их тень на стене становится флейтой, рядом клапанов. Судьба перебирает клапаны, давит на них пальцами (вот почему у клапанов такие перекошенные лица) и льется музыка. Отнюдь не нежнейшая как у Шекспира, а бутусовская - жесткий индастриал-рок. Так громыхает безумная, расстроенная флейта.

Начало третьего действия – театр-зеркало. Белый лист-задник с самого начала был своеобразным зеркалом (теневым зеркалом, отражаясь на стене вещи показывали нам свою истинную природу), а теперь приподнявшись обнажил свою природу.

Спектакль красив и графичен, он черно-белый. Черный на белом. Силуэты персонажей и их тени на белой стене как буквы, иероглифы на белом листе бумаги. Когда Бутусов ставил "Сон в летнюю ночь", комната Шекспира была черной, ночной ( https://lev-semerkin.livejournal.com/731750.html ), в "Гамлете" комната Шекспира белая, дневная.
И третий цвет – красный - вторгается строгую черно-белую картинку ярким контрастом (красный свет заливает всю сцену или красное пятно – театральная кровь или парик рыжего клоуна). Режиссер, художник и художник по свету дают мастер-класс театральной каллиграфии - черная и красная тушь на листе из рисовой бумаги.

Надо признать, Дания-тюрьма очень красива. Может ли красота служить оправданием реальности? Не только самурайская красота поступка героя, красота решимости «нести свой крест», «быть», «драться». Герою Гамлету невыносимо жить в тюрьме, но ведь в пьесе и в спектакле есть персонажи, которые живут не в тюрьме («для вас она не тюрьма, ибо сами по себе вещи не бывают ни хорошими, ни дурными, а только в нашей оценке. Для меня она тюрьма.»). Просто живут и не задаются такими вопросами и получают удовольствие. И это не Розенкранц с Гильденстерном (в спектакле совершенно зашуганные "вызовом", эта парочка и еще Полоний как раз узники политической тюрьмы). Внутри притворной абсурдной и злой датской клоунады только подлинные шуты-актеры-клоуны живут как рыбы в воде. В ролях первого актера, могильщика и Йорика Александр Новиков фонтанирует и плещется, как рыба-кит в воде.


=======


Через полгода посмотрел во второй раз - https://lev-semerkin.livejournal.com/791434.html
Tags: Бутусов, Гамлет, театр
Subscribe

  • Что им Гекуба?

    . «КЛЯТВЕННЫЕ ДЕВЫ», А.Золотовицкий, ЦДР, Москва, 2018г. (2) Не срослось. Первая проблема – материал. Похоже, что эта «гекуба» - история семьи…

  • Идеальный муж умер, да здравствует муж еще более идеальный!

    . «НА ВСЯКОГО МУДРЕЦА», К.Богомолов, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2021г. (9) Спектакль очевидным образом наследует «Идеальному мужу» (2013-2021), в…

  • Васисуалий Самгин

    . «ТОВАРИЩ КИСЛЯКОВ», А.Калинин, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, СПб, 2020г. (6) Не буду оригинален, Иван Трус – грандиозный актер! Может всё - от острого…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments

  • Что им Гекуба?

    . «КЛЯТВЕННЫЕ ДЕВЫ», А.Золотовицкий, ЦДР, Москва, 2018г. (2) Не срослось. Первая проблема – материал. Похоже, что эта «гекуба» - история семьи…

  • Идеальный муж умер, да здравствует муж еще более идеальный!

    . «НА ВСЯКОГО МУДРЕЦА», К.Богомолов, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2021г. (9) Спектакль очевидным образом наследует «Идеальному мужу» (2013-2021), в…

  • Васисуалий Самгин

    . «ТОВАРИЩ КИСЛЯКОВ», А.Калинин, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, СПб, 2020г. (6) Не буду оригинален, Иван Трус – грандиозный актер! Может всё - от острого…