Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

Живи!

*
«ЖИВИ И ПОМНИ», Г.Козлов, МАСТЕРСКАЯ, СПб, 2017г. (10)

Всё сошлось очень правильно и очень точно. Даже место в Москве выбрали самое подходящее, единственное подходящее – Студию Театрального Искусства, где в фойе стоит общий длинный стол (зрителей перед спектаклем угощают вареной картошкой с черным хлебом и луком). Такой же длинный стол зрители потом увидят на сцене, как один из главных элементов сценографии. Деревенский стол, где проходят посиделки, праздники и собрания, где поют песни, выпивают и подписывают на заём. Стол стоит на авансцене во всю длину. А второй элемент сценографии до поры до времени скрывается в глубине, в темноте – там река, Ангара. Протекает река, протекает жизнь и лишь изредка видно, как что-то черное нависает и раскачивается. Качаются деревянные колыбели, качаются лодки на волнах и чем ближе развязка, тем больше эти черные предметы напоминают гробы.

Самое главное правильное и точное в спектакле – Арина Лыкова, исполнительница роли Настёны. Актриса, у которой каждая клеточка тела, каждая нота голоса говорит – живи! Чем сильнее и объемнее она играет это «живи!», тем яснее становится смысл повести, написанной от обратного, утверждающей (нравственный закон) через отрицательный пример. Но не как моральную пропись, а как последнюю высшую правду бытия сложного и трагического. Жизнь человеческая, не животное размножение, любовь людей даже самая сильная, возможна только в согласии с обществом, с миром, с памятью, с совестью.

Поэтом так важен в спектакле хор, театральный эквивалент общества. Здесь правильный хор - и все вместе, и две части - мужская и женская, и каждый исполнитель в отдельности. Хор театральный и хор музыкальный, исполняющий частушки (задорно), «Катюшу» (очень тихо и печально, как воспоминание) и «Мы железным конем» (победно – «Наша поступь тверда, И врагу никогда Не гулять по республикам нашим!»). Предвоенные песни исполняют именно так зимой/весной 1945 года.

И еще один правильный элемент спектакля – петербургский театральный стиль. Особый взгляд на Россию не петербургскую. Ту, что далеко на севере (на «Братьев и сестёр» Абрамова), ту, что далеко на юге (на «Тихий Дон» Шолохова) и на ту, что далеко на востоке («Живи и помни» Распутина).
Только в Петербурге могут на такое решиться - в миг трагической развязки сменить русские/советские песни аккордом органа и оправдать такое странное решение, отстраняющее, переводящее историю очень конкретную, плотно привязанную к времени/месту в надвременной, условный план. Он был на одном берегу, она на другом. Они соединились и счастливы вместе. Река не Ангара, Лета, река забвения.
Tags: Козлов, МАСТЕРСКАЯ, театр
Subscribe

  • Три из пяти

    . «ПОДЛИННЫЕ ИСТОРИИ ЖЕНЩИН, МУЖЧИН И БОГОВ», Е.Гремина, Театр Док, Москва, 2015г. (5) Историй всего пять. Первые три по древнегреческим мифам…

  • Красная гвардия

    . «В ОКОПАХ СТАЛИНГРАДА», С.Женовач, МХТ им.ЧЕХОВА, 2021г. (10) Вот таким спектаклем должен начинать худрук главного драматического театра страны.…

  • Хорошо о хорошем-плохом

    . «КАК ХОРОШО МЫ ПЛОХО ЖИЛИ», С.Серзин, Невидимый театр, СПб, 2018г. (7) Хороший спектакль, простой и точный. Простой по форме, точный по…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments