Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

Играем Горького

.
«МЕЩАНЕ. Попытка прочтения», С.Голомазов, ГИТИС, Москва, 2017г. (10)

Лучший спектакль, что я видел в этом сезоне. Победа на фестивале «Твой шанс-2018» абсолютно заслуженная!

Подзаголовок «попытка прочтения» означает не столько чтение непосредственно, сколько театральное прочтение драматического текста, то есть игру. Попытка разыграть в лицах сцены из пьесы Горького. Пройти по тексту свободным ходом, подбирая театральные приемы, придумывая сценическое действие, меняя правила игры.
Оказывается, в этой пьесе содержится прекрасный материал для игры – диалоги, сценки, характеры. Тут и сто пудов любви и вечная тема отцов и детей, это цепляет актеров за живое, а вслед за ними и публику. Это создает пространство для импровизации, для пересказа своими словами и примерки на себя и на сегодняшний день. Вот также стародавняя "Катюша" звучит как новая в электронной фонограмме спектакля.

Здесь есть, что играть, еще и потому что сами персонажи всё время играют, демонстрируют себя, выступают, выкаблучиваются, истерят.
Самые демонстративные герои пьесы - два главных антагониста отец (Бессеменов) и пасынок (Нил). И это две главные актерские удачи спектакля - Илья Антоненко и Артем Губин. Идейные полюса – консервативный и прогрессивный, оказываются очень похожи – оба самоуверенные и нетерпимые. Они родственные души как раз тем, что оба играют в жизни, куражатся, показывают себя и навязывают себя окружающим. И у актеров есть сходство (в характере, в манере игры) - пусть это сходство не отца и сына, а братьев (актеры – ровесники), но это совершенно не мешает воспринимать конфликт, как возрастной.
Родные дети Бессеменова придавлены властным отцом, жену он в буквальном смысле под стол заталкивает, а вот пасынок унаследовал его характер в полной мере.
Впрочем, слабость Акулины, Петра и Татьяны (жены, сына и дочери) это тоже прекрасный материал для театральной игры. Под сильным давлением характер приобретает причудливые формы. В роли Петра чередуются три актера, а вот в роли Акулины одна актриса постоянно меняет маски, то прячется, то раскрывается.
Посторонние птицы, залетевшие в дом Бессеменова, тоже необыкновенно ярки и своеобразны. Перчихин, Тетерев, Кривцова, Цветаева – у каждого свой выход, свой голос, своя манера, яркое театральное оперение. Вот, например, Тетерев - певчий, у него Голос (и Александр Тонхилевич играет голосом и из этого весь характер выстраивает).

Игровая природа спектакля – попытки, примерки – подчеркнута и сценографией. Длинный стол (для застольного периода репетиций) тоже играет в спектакле. Он меняет положение в каждом из четырех действий – вдоль авансцены, в глубине сцены, вертикально (на попа), и наконец поперек сцены с выделением маленького столика (новое семейное гнездо - Нил и Поля). В пьесе мебель дома Бессеменова описывается как громоздкая, тяжелая, неподвижная (дети бьются о ее углы). Но ведь неподвижность, постоянство, устойчивость дома кажущаяся, он уже пришел в движение потому что почва, на которой стоит дом, уже сдвинулась.

Сосредоточившись на игре, на первом плане текста, на переходах от застольных репетиций к игре всерьез, на смене исполнителей ролей, на лихих отсебятинах и даже отсылках к «Кошке на раскаленной крыше», спектакль счастливым образом отстроился от тяжести, многословности пьесы, от ее "направления", от обличительного перста, нравоучительности и критики темного царства.
Но только к игре спектакль не сводится, постепенно там обнаруживается собственный второй план – предел игры, конец игры.
В финале Бессеменов остается один и вот когда ему уже не перед кем играть (домочадцы зрители разбежались кто куда), с него будто маска спадает, он выходит за пределы характера, за пределы текста, за пределы исторического периода – в ход идут собственные воспоминания, старые семейные фотографии.
На старых фотографиях вся семья в сборе и на сцене все участники спектакля собираются. Играя в разрушение дома Бессеменова актеры строят собственный дом. За пределами игры обнаруживаются твердое основание – семейные ценности, дом, коллектив, курс, труппа.
Самые лучшие студенческие спектакли на моей памяти были поставлены так, чтобы в финале выйти на мизансцену групповой фотографии.
Tags: Голомазов, театр
Subscribe

  • Медвежья ирония

    . «МЕДВЕДЬ», В.Панков, ЦДР, Москва, 2019г. (7) Сложено из трёх слоев по-медвежьи – грубо и крепко (не так как легкие стулья в доме у вдовушки…

  • Открыл Чеховский фестиваль

    . «ФОЛИЯ», М.Мерзуки, "Поль ан Сен", Франция, 2018г. (8) Постановщик нам известен (по спектаклю "Пиксель"), почерк узнаваем. Хип-хоп, как…

  • Бесплодье умственного тупика

    * «ГАМЛЕТ. КОЛЛАЖ», Р.Лепаж, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2013г. (10) Посмотрел трансляцию в кинотеатре. Первый раз смотрел со второго ряда бельэтажа…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments