Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

Большое «Изгнание»

.
"ИЗГНАНИЕ" , М.Карбаускис, ТЕАТР им.МАЯКОВСКОГО, Москва, 2017г. (8)

Вчера спектакль впервые был сыграл на большой сцене. Прекрасный повод посмотреть его еще раз, тем более что я сразу после премьеры решил обязательно повторить. Премьера прошла слишком сумбурно ( https://lev-semerkin.livejournal.com/712097.html ).

Спектакль действительно изменился очень сильно. Выровнялся, стал более внятным и укрупнился (даже не столько от переноса в бОльшее пространство, сколько от спокойного повествовательного тона, соответствующего большой романной форме).

И исполнитель главной роли Вячеслав Ковалев теперь играет очень спокойно и уверенно, в полном контакте с залом, проходит весь диапазон состояний без рывков, без лихорадочного драйва.

Спектакль немного потерял в драйве, но много приобрел в ясности.

Прояснилось качество режиссуры.
- структура повествования – сцены отбиваются сменой вывесок (названия глав, названия станций метро);
- пространство – темное, ночное, диккенсовское, пространство дна, подземки, подвала, трюма, гетто, металлического мусорного бака;
- второй план – рефлексия главного героя-рассказчика (варвара в столице империи);
музыкальный ряд (музыка плотно включена в спектакль, она одновременно и лондонская и варварская (рок и Фреди);
- набор действующих лиц и исполнителей: центральный герой, два антипода - вандал и англичанин, непростые литовцы (фотограф Эгле, физик Эдди) со своими «историями успеха», и множество других персонажей разных национальностей, которых играют два актера и актриса (всех блондинок, которых герой встречает на пути, замечательно играет одна актриса - Анастасия Мишина) .

Однако выравнивание спектакля привело и к потерям. Игровое начало, так неожиданно появлявшееся в третьем действии, теперь не так заметно, игровое утонуло в повествовательном и от этого финал оказался смазан. Сюжетная линия заканчивается открытым финалом, второй план - изгнанием изгнанника, а эмоциональной точки нет.

Прояснилось и качество литературы. Текст Ивашкявичуса на порядок выше (глубже, богаче, сложнее, серьезнее и театральнее) тех современных текстов, «новой_драмы», что обычно приходится играть нашим театрам.
У этой пьесы четкая и длинная сюжетная линия, то, что называется «стори».
Она не о частном, не о маргинальном, а о главной проблеме народа (проблема эмиграции важна и для нас, но для Литвы много важнее и даже трагичнее, население за годы независимости сократилось уже на четверть, и продолжает сокращаться). И она написана без кликушества, интонация сложносоставная - рассудительная, ироничная, самоироничная, но не возбужденная.
Пьеса и полифоническая и ироническая и метафорическая. И национальная самоирония в ней здоровая, без комплекса «малого народа». В видеоинтервью, выложенном на сайте театра Ивашкявичус (филолог по образованию) рассказывает, что в первоначальном замысле были комические зарисовки о жизни литовских «пролетариев» (как он выразился) в Лондоне. Филолог о пролетариях, это нам так знакомо, вот совсем свежий «Человек из рыбы» как раз о жизни филологов в стране пролетариата. Но из анекдотов, из игры на национальных и социальных различиях выросли драмы и даже трагедии, общая судьба народа.

Вспомнил пьесу Ивашкявичуса «Мадагаскар» (о Литве начала 20-го века) и очень захотелось, чтобы он написал (а Карбаускис поставил) также и о том, что было между «Мадагаскарасом» и «Лондонасом» - о жизни литовцев в СССР. Вот только не знаю, пришло ли уже время для равновесного взгляда на "Эсесерас".
Tags: Карбаускис, театр
Subscribe

  • Медвежья ирония

    . «МЕДВЕДЬ», В.Панков, ЦДР, Москва, 2019г. (7) Сложено из трёх слоев по-медвежьи – грубо и крепко (не так как легкие стулья в доме у вдовушки…

  • Открыл Чеховский фестиваль

    . «ФОЛИЯ», М.Мерзуки, "Поль ан Сен", Франция, 2018г. (8) Постановщик нам известен (по спектаклю "Пиксель"), почерк узнаваем. Хип-хоп, как…

  • Бесплодье умственного тупика

    * «ГАМЛЕТ. КОЛЛАЖ», Р.Лепаж, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2013г. (10) Посмотрел трансляцию в кинотеатре. Первый раз смотрел со второго ряда бельэтажа…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments

  • Медвежья ирония

    . «МЕДВЕДЬ», В.Панков, ЦДР, Москва, 2019г. (7) Сложено из трёх слоев по-медвежьи – грубо и крепко (не так как легкие стулья в доме у вдовушки…

  • Открыл Чеховский фестиваль

    . «ФОЛИЯ», М.Мерзуки, "Поль ан Сен", Франция, 2018г. (8) Постановщик нам известен (по спектаклю "Пиксель"), почерк узнаваем. Хип-хоп, как…

  • Бесплодье умственного тупика

    * «ГАМЛЕТ. КОЛЛАЖ», Р.Лепаж, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2013г. (10) Посмотрел трансляцию в кинотеатре. Первый раз смотрел со второго ряда бельэтажа…