Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:
  • Music:

Человеческая комедия

.
Вчера закрыл театральный сезон
вместе с театром «Сатирикон» -

"ДОН ЖУАН", Е.Перегудов, САТИРИКОН, Москва, 2018г. (7)

Поставлено по комедии Мольера, жанр определен как «неистовая комедия».

Комедия получилась фрагментами. Много придумано, что-то выстрелило (рыбак и рыбачка с вОлОгОдским говором – Сиятвинда и Мартинес Карденас), что-то не выстрелило, пулеметной очереди не получилось.

А вот человеческая комедия получилась вполне.

Наверное, для неистовой комедии нужен другой режиссер, простодушный или безбашенный и с неистовым драйвом. У Перегудова башня на месте, он режиссер мысли и режиссер пространства. Его постановки четко продуманы и выстроены геометрически.
Вот и здесь замечательная спектаклеобразующая декорация Арефьева. Это уже не геометрия, это архитектура. В такой декорации можно жить, в ней можно и другие пьесы разыграть (ну почему декорации с таким богатым функционалом оказываются одноразовыми).
При этом и в оформлении видна неровность. Костюмы, реквизит и музыкальное сопровождение оказались не на уровне спектакля (может быть сказалась ограниченность средств бездомного театра, перед спектаклем сходил посмотрел на стройку – впечатление удручающее, торчат остовы двух зданий одного недоразрушенного и одного недопостроенного).

Спираль декорации движется по кругу и словно на часах средневековой ратуши перед публикой появляются фигурки. Первыми зрители видят голубей на статуе командора, сочетание несочетаемого, это сразу задает мысль, тему. А потом на ступенях винтовой социальной лестницы оказываются богач и нищий, рыбак с рыбачкой, доктор-наркоман, гребцы гастарбайтеры. Они разыгрывают сценки из жизни, смешные и нравоописательные. Что точно соответствует природе мольеровских комедий, вот как в когда-то в «Женитьбе» Эфрос поставил всего Гоголя, в этом «Дон Жуане» поставлен весь Мольер.

Главные фигурки – господин и слуга, два начала противоположных и равно необходимых, как газ и тормоз, как парус и якорь. Дон Жуан (Тимофей Трибунцев) легок, Сганарель (Константин Райкин) приземлен.
Это вечные оппоненты.
Это вечная спираль, она крутится на одном месте, ее движение – вверх или вниз – не более чем оптическая иллюзия. И это снимает оппозицию верха и низа и переводит режиссера и зрителей из позиции судьи в позицию наблюдателя. Вот как устроен мир – там, где «не в свои сани не садись» добивается успеха тот, кто свободен и смело садится не в свои. При этом единственным, перед кем он пасует, оказывается нищий (Илья Рогов) голодный и веселый.
Tags: театр
Subscribe

  • Что им Гекуба?

    . «КЛЯТВЕННЫЕ ДЕВЫ», А.Золотовицкий, ЦДР, Москва, 2018г. (2) Не срослось. Первая проблема – материал. Похоже, что эта «гекуба» - история семьи…

  • Идеальный муж умер, да здравствует муж еще более идеальный!

    . «НА ВСЯКОГО МУДРЕЦА», К.Богомолов, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2021г. (9) Спектакль очевидным образом наследует «Идеальному мужу» (2013-2021), в…

  • Васисуалий Самгин

    . «ТОВАРИЩ КИСЛЯКОВ», А.Калинин, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, СПб, 2020г. (6) Не буду оригинален, Иван Трус – грандиозный актер! Может всё - от острого…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments

  • Что им Гекуба?

    . «КЛЯТВЕННЫЕ ДЕВЫ», А.Золотовицкий, ЦДР, Москва, 2018г. (2) Не срослось. Первая проблема – материал. Похоже, что эта «гекуба» - история семьи…

  • Идеальный муж умер, да здравствует муж еще более идеальный!

    . «НА ВСЯКОГО МУДРЕЦА», К.Богомолов, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2021г. (9) Спектакль очевидным образом наследует «Идеальному мужу» (2013-2021), в…

  • Васисуалий Самгин

    . «ТОВАРИЩ КИСЛЯКОВ», А.Калинин, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, СПб, 2020г. (6) Не буду оригинален, Иван Трус – грандиозный актер! Может всё - от острого…