Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

Шут – знай своё место

.
"РИГОЛЕТТО", Д.МакВикар, КОВЕНТ-ГАРДЕН, 2001г. (8)

Очень британская, «диккенсовская» по определению режиссера постановка. Лондонские предместья, трущобы, темные узкие улочки, дожди, где-то рядом Темза, в нее можно бросить труп, где-то в подворотне прячется наемный убийца, а на втором этаже живет с отцом-инвалидом несчастная бедная девушка с ангельским сердцем и мечтает о принце на белом коне. Герои простодушны и наивны даже в хитрости и коварстве, что уж о добродетели говорить. Джильда (Люси Кроу) почти бесплотна (по крайней мере голос у нее такой, негромкий и красивый нездешней красотой).

В роли герцога Майкл Фабиано. После Хозе в знаменитой черняковской «Кармен» ждешь от него подробной драматической убедительности (там он сыграл словно в психологическом кино), здесь ничего такого нет, обычная оперная условность – молодой гуляка. Не знаю, что закладывал в эту роль режиссер, с премьеры много лет прошло, несколько возобновлений чужими руками, много вводов новых исполнителей. Можно кстати уточнить, спектакль в премьерном составе тоже был записан и вышел на видео. В сочетании с мрачным маквикаровским антуражем такой герцог вызывает ассоциации с шекспировским принцем Гарри – переодевается простым бедным студентом, шатается по злачным местам, ищет приключений, амурных интрижек, рискует, но выходит сухим из воды.

А кто же тогда шут герцога, толстяк-Риголетто (Дмитрий Платаниас), неужели Фальстаф? Да нет, скорее нечто противоположное. Фальстаф добродушен, труслив и нет у него ничего святого. Риголетто насмешник злой и святое у него есть.

В образе Риголетто словно в кривом шутовском зеркале отражена тема искусства при власти. Уж не знаю, видели ли себя в этом зеркале Гюго, Верди и МакВикар или это подсознательно получилось.
Люди искусства ущербны, отмечены (горбом, который они вынуждены нести), по инвалидности ни к какому общественно-полезному делу не приспособлены, кроме как наниматься шутами к тем, кто будет их кормить, то есть к сильным мира сего, к тем, у кого есть власть и деньги. Шуты зло насмехаются над жертвами и тем добавляют перца в процесс властвования, то есть в демонстрацию доминирования. Но при этом в глубине души, втайне искусство хранит нравственный идеал народа (свою Джильду) - р-р-раз, и шут в цветных тряпках превращается в проповедника в белых одеждах с указующим перстом. Пока властвование не касается их лично они служат не за страх, а за совесть, ради красного шутовского словца никого не жалеют, но стоит хозяину повернуться к ним задом или тем паче задеть, они начинают мстить хозяину. И в служении и в мести не знают меры (из лауреатов сталинской премии превращаются в кухонных диссидентов :). При этом они считают, что мстят не за себя, а за народ (за Джильду). Власть этой мести не замечает, продолжает петь свою песенку «сердце народное склонно к измене, живая власть для черни ненавистна, но изменяю им раньше я». Жертвой как всегда оказывается простой народ (Джильда).

Так от века повелось. Власть властвует и пользуется своим положением (и сколько не меняй, у власти все равно окажется какая-нибудь власть). Власть любит свой народ (всех по очереди, сначала дочь Монтерано, потом графиню Чепрано, потом Джильду, потом Маддалену).
Народ любит власть и жертвует собой (Джильда любит герцога, ничего с этим не поделаешь, и не только эта Джильда, следующая - Маддалена тоже любит герцога и тоже его спасает).
Шутам не стоит вмешиваться в эту взаимную любовь, только хуже будет (не власти, а им самим и их Джильде) – вот такой пессимистический вывод о бессмысленности искусства социального протеста можно сделать из этой мрачной истории.
Tags: опера, театр
Subscribe

  • Чик Кориа (1941-2021)

    . Его частная жизнь была предельно закрытой, непубличной. Его уход - завершение частной жизни, об этом сообщили только через два дня на странице в…

  • Страсти малой формы

    . «СТРАСТИ ПО ИОАННУ», Э.Пэррот, Taverner Choir, Consort & Players, Англия. 25.09.2018г. (8) Протестировал новый концертный зал Зарядье. Здание…

  • Музыка для театра (и кино)

    * Сегодня Роберту Планту исполнилось 70. Вспомнил знаменитые театральные спектакли, в которых звучит его голос. «Обратная сторона Луны» (Робер…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments