Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

На театральной площади.

*
«ТАК ПОСТУПАЮТ ВСЕ», Дж.Стрелер, ПИККОЛО ДИ МИЛАНО, Италия, 1998 г. (10)

Это не новый европейский театр. Лаконичности, строгости, минимализма, изящества, теплоты и простоты нет среди достоинств нового европейского театра. Сейчас так не работают, сейчас больше цениться избыточность, смелость, сложность, жесткость, эксцентрика, неожиданное соединение несоединимого.

Постановка Стреллера из сферы классических строгих искусств и наук – схожа с архитектурной постройкой или с геометрическим чертежом. Она построена по строгим законам симметрии – симметричны персонажи (брюнет – брюнетка, блондин – блондинка, одна пара – другая пара, Альфонсо - Деспина), симметрична декорация (слева выезжает стенка, справа – такая же, слева дерево, справа дерево), симметричны мизансцены (фигуры расставлены по сцене по законам центральной или осевой симметрии), симметричны сцены (первая рифмуется с последней), а солнечный свет рифмуется с лунным (и со светом одинокой свечи в начале второго действия, а свеча в свою очередь с фонариками на лодке).

Получилась идеальная стереометрическая фигура - октаэдр – правильный многогранник, восемь граней по числу интервалов музыкальной октавы, шесть вершин по числу персонажей. Сверху - философ Альфонсо, посередине - квадрат (две сестры и два влюбленных офицера), снизу - служанка Деспина.
И, кстати, фигура названа «октаэдром» по числу граней, а не по числу вершин, что выражает главенство музыки над драмой.
Философ и служанка – вершины симметричные, мудрость и простонародный здравый смысл схожи, хотя и находятся по разные стороны наивного идеализма молодости.
В этом геометрическом равновесии есть мудрое приятие жизни (такой какая она есть) и вместе с тем печаль, и, все-таки, сожаление от того, что души прекрасные порывы так эфемерны и недолговечны (в середине второго действия поймал себя на желании, чтоб хотя бы Фьордилиджи устояла).

От сцены к сцене спектакль дает все больше пищи для глаз. Сначала он радует простотой - две лежанки валетом на пустой сцене, ровный уилсоновский задник (только цвета не-уилсоновские, неброские, теплые). Потом от простоты черных силуэтов театра теней постепенно переходит к роскоши барокко. В сцене свадьбы колоннада слуг со свечами и сочетание цветов (синего, белого и золотого) - совсем как в Екатерининском дворца Царского села (между прочим, дворец - почти ровесник Моцарта).

O dolce Napoli, O sole mio

Теперь - самое главное. К немецкой расчисленности здесь добавлено итальянское (неаполитанское, по месту действия) солнце, которое, выражаясь барочным штилем, и освещает идеальную архитектурную форму. Без живого света идеальная симметрия была бы скучна. Это касается в равной степени и оперы и постановки, и музыки, и режиссуры. Соответствие между музыкальным потоком и сценическим действием составляет главное достоинство спектакля.

Но это еще не все…

Изящную оперную историю с философским подтекстом режиссер берет в скобки, словно картину вставляет в раму – спектакль начинается и заканчивается на театральной площади.
Это всего лишь театр, игра, смена масок.
Tags: Стрелер, опера, театр
Subscribe

  • Что им Гекуба?

    . «КЛЯТВЕННЫЕ ДЕВЫ», А.Золотовицкий, ЦДР, Москва, 2018г. (2) Не срослось. Первая проблема – материал. Похоже, что эта «гекуба» - история семьи…

  • Идеальный муж умер, да здравствует муж еще более идеальный!

    . «НА ВСЯКОГО МУДРЕЦА», К.Богомолов, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2021г. (9) Спектакль очевидным образом наследует «Идеальному мужу» (2013-2021), в…

  • Васисуалий Самгин

    . «ТОВАРИЩ КИСЛЯКОВ», А.Калинин, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, СПб, 2020г. (6) Не буду оригинален, Иван Трус – грандиозный актер! Может всё - от острого…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments

  • Что им Гекуба?

    . «КЛЯТВЕННЫЕ ДЕВЫ», А.Золотовицкий, ЦДР, Москва, 2018г. (2) Не срослось. Первая проблема – материал. Похоже, что эта «гекуба» - история семьи…

  • Идеальный муж умер, да здравствует муж еще более идеальный!

    . «НА ВСЯКОГО МУДРЕЦА», К.Богомолов, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2021г. (9) Спектакль очевидным образом наследует «Идеальному мужу» (2013-2021), в…

  • Васисуалий Самгин

    . «ТОВАРИЩ КИСЛЯКОВ», А.Калинин, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, СПб, 2020г. (6) Не буду оригинален, Иван Трус – грандиозный актер! Может всё - от острого…