Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

Франц Биберкопф это не я

*
" БЕРЛИН АЛЕКСАНДЕРПЛАЦ", С.Хартманн, ДОЙЧЕС ТЕАТР, Германия, 2016г. (3)

А ведь это нам привозят из Германии уже четвертый (по меньшей мере) спектакль по произведениям из фильмографии Фассбиндера. Раньше были «Бременская свобода», «Замужество Марии Браун» и «Эффи Брист».
По роману Дёблина Фассбиндер сделал телесериал. Спектакль отличается от него в двух ключевых моментах – в отношении к сюжету и в отношению к главному герою.

Фассбиндер видел в герое романа простодушного маленького немца, который мечтает о добропорядочной жизни – зарабатывать честным трудом, любить свою женщину. Но немецкая жизнь 20-х годов прошлого века не дает ему это сделать, она относиться к нему как к теленку на бойне. Тут был момент сильного личного подключения и сопереживания, режиссер говорил, Франц Биберкопф - это я.

В спектакле Франц достаточно выразительный, но совершенно другой. Жулик-неудачник, похож на цыгана (или на Алексея Германа :). Такой герой не цепляет за живое. Взгляд режиссера отстраненный. Он относится к герою, как мясник к теленку на бойне.
И к роману режиссер относится также – разделывает его.
Фассбиндер адресовал фильм простым зрителям (Францу Биберкопфу 70-х годов прошлого века), поэтому из сложного, многосоставного романа выделил сюжетную линию вполне сериалопригодную, а метафорическое, поэтическое, аллегорическое отправил в сюрреалический эпилог на бойне (главная аллегория романа).
В спектакле все наоборот, сюжетная линия ослаблена, пульс еле-еле заметен. Зато аллегорические куски про скотобойню, про библейского Иова и т.п. подаются прямым текстом в зал. Актеры говорят, говорят, говорят, а точнее – выкрикивают, выкрикивают, выкрикивают.
Смотрение такого спектакля превращается в чтение титров против света. Света на сцене много...
Tags: театр
Subscribe

  • Медвежья ирония

    . «МЕДВЕДЬ», В.Панков, ЦДР, Москва, 2019г. (7) Сложено из трёх слоев по-медвежьи – грубо и крепко (не так как легкие стулья в доме у вдовушки…

  • Открыл Чеховский фестиваль

    . «ФОЛИЯ», М.Мерзуки, "Поль ан Сен", Франция, 2018г. (8) Постановщик нам известен (по спектаклю "Пиксель"), почерк узнаваем. Хип-хоп, как…

  • Бесплодье умственного тупика

    * «ГАМЛЕТ. КОЛЛАЖ», Р.Лепаж, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2013г. (10) Посмотрел трансляцию в кинотеатре. Первый раз смотрел со второго ряда бельэтажа…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments

  • Медвежья ирония

    . «МЕДВЕДЬ», В.Панков, ЦДР, Москва, 2019г. (7) Сложено из трёх слоев по-медвежьи – грубо и крепко (не так как легкие стулья в доме у вдовушки…

  • Открыл Чеховский фестиваль

    . «ФОЛИЯ», М.Мерзуки, "Поль ан Сен", Франция, 2018г. (8) Постановщик нам известен (по спектаклю "Пиксель"), почерк узнаваем. Хип-хоп, как…

  • Бесплодье умственного тупика

    * «ГАМЛЕТ. КОЛЛАЖ», Р.Лепаж, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2013г. (10) Посмотрел трансляцию в кинотеатре. Первый раз смотрел со второго ряда бельэтажа…