Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

Цвет красный и цвет белый

*
"ГУБЕРНАТОР", А.Могучий, БДТ им.ТОВСТОНОГОВА, СПб, 2017г. (10)

Пока зрители занимают свои места, актеры тоже рассаживаются – на длинный ряд стульев, стоящих шеренгой на авансцене. Сцена позади них затянута холстом. Театр начинается, когда гаснет свет в зале, а свет на сцене становиться театральным светом и превращает актеров в персонажей, превращает сидящих людей в плоские фигуры на старинной фотографии. Первым делом исчезает цвет - фотография черно-белая. Исторический холст и портреты на нем - лица наших предков. Лица на старых фотографиях, особенно на дореволюционных фотографиях обладают магической силой, будто люди на них изображенные что-то знают, неизвестное нам, утраченное, но очень важное для нас. Если долго всматриваться, может быть удастся если не понять то хотя бы угадать, почувствовать что-то, уловить сигнал оттуда, из-за черты.
Черта это революция.

В год столетия русской революции 1917 года театр предлагает нам вместе всмотреться в нашу общую историю. Отнестись к этому серьезно, не поддаваться соблазну простых ответов и готовых объяснений. Волшебная сила воображения зрителя, волшебная сила театрального искусства начинает постепенно оживлять, проявлять плоскую черно-белую фотографию.

Появляется цвет. И первый цвет, который мы видим, это цвет красный. Это красный флаг в центре группового портрета наших предков. В красный цвет обязательно надо всмотреться, это очень важно. То, что произошло в 1917 году, было революцией (да были перевороты, заговоры, но все эти верхушечные явления проходили на фоне явлений глубинных, явлений геологического масштаба). И не просто революцией, а революцией вполне определенной, революцией социальной – вот на что указывает красный флаг.

А затем после цвета появляется объем - фигура с красным флагом встает, выходит из плоскости холста и отбрасывает тень на холст, тень вырастает, а потом холст поднимается и открывается пространство.
Пространство спектакля все время меняется – пульсирует (сжимается, схлопывается, растягивается, прижимается к авансцене, перетекает в зал). Это субьективное театральное пространство (как бывает субьективная камера в кино). Оно субьективно, потому что «Губернатор» это по сути моноспектакль – спектакль одного актера, одного персонажа, все сосредоточено на нем, на его внутреннем мире, потому что сам он с некоторых пор живет-в-себе. Мир сосредоточен, сжат в точку, пространство сжато до размеров узкой кровати-гроба с зеркалами рефлексии у изголовья.

Пульсирует пространство, пульсирует и время. Время в спектакле подчинено той же логике, оно субьективно, оно течет не линейно, а кругами, путаются дни, по многу раз возвращаются одни и те же временные отрезки - мысли и образы занозой засевшие в сознании героя.
А все остальные участники представления (персонажи из реальной жизни, персонажи условно-обобщенные и совсем условные ангелы смерти, а также предметы, проекции, ведущий у микрофона в ложе) помогают нам представить внутренний мир центрального героя, переводят субьективные переживания в зрелище, разворачивающееся вокруг центральной фигуры.

Фигура Губернатора очень важная, ключевая для понимания того, что произошло в 1917-м. Важно и то, что это фигура иного. Автор Леонид Андреев, режиссер Андрей Могучий, актер Дмитрий Воробьев изображают человека совершенно не похожего на них самих, человека государственного, человека власти.
Не замыкаться на себе любимом, а понять другого – свойство настоящего искусства (и классической русской литературы и современного русского театра). В прошлом году услышал на лекции Инны Соловьевой, что и Станиславскому совершенно неинтересно было самовыражаться в искусстве, рассказывать о себе, о своих чувствах и мыслях, ему был интересен другой. Актерская профессия как попытка понять другого сыграв его. Миллионеру Алексееву был интересен ночлежник Сатин. Так и здесь, только социальный вектор противоположный.

И вот этой попыткой понять другого и нам зрителям подают пример, мы точно также должны пытаться понять других людей, отделенных от нас, людей 21-го века и огромной временной и огромной социальной дистанцией. Не выносить поспешных суждений, не судить по себе. Постоять ("как перед вечною загадкою"), помолчать, подумать, почувствовать.

Губернатор это тот, кому подают прошения. Вы с прошением?, - говорит губернатор, подозревая в каждом посетителе убийцу.
Прошения, письма и даже обои - пунктиром проходит через спектакль бумажная тема. Обтрепались обои в присутственных местах, а домочадцы обсуждают, какими обоями оклеить гостинную. Дом рушится, а тут обои. Письмами завален его стол (одни угрожают, другие предупреждают и те и другие усиливают чувство обреченности). Слова, слова, слова, пусть даже толковые рассуждения анонимного «рабочего» - какой в них смысл на пороге смерти?

В губернаторе пробуждается фигура символическая, пробуждается Губернатор (с большой буквы, как Государь). Олицетворение государства, которое создает народ, чтобы продлевать себя в истории. И вот между государством и народом возникает трагический разрыв - пропасть. И уже ничего не исправит то понимание ситуации, которое возникает с той и с другой стороны (губернатор понимает, что его долг накормить голодающих, а не расстреливать их, старик-садовник понимает, что убив губернатора народ сильно пожалеет об этом).
Воробьев именно такую символическую фигуру играет, надстраивает над психологически подробным первым планом второй символический. Совершив роковую ошибку губернатор переходит в иное качество, становится настоящим Губернатором, подлинным Государственным человеком, но становится слишком поздно, когда уже ничего не поправишь. Фарш в обратную сторону не провернешь, а тут человеческий фарш. Губернатор вынужден это обретенное знание-видение таить в себе, для осуществления его дальнейшей государственной деятельности это знание не нужно, оно уже не поможет, а поделиться ему не с кем (он пытается откровенно поговорить с сыном, тот в ответ – «не истери как баба, поезжай на воды»).
Может быть и наш последний император перед концом тоже что-то подобное понял (за губернатором у Андреева разумеется стоит император и расстрел 9-го января), но оставил в себе, сделать он уже ничего не смог и поделиться было не с кем.

Спектакль начинается красным цветом, цветом социальной революции. Оппонирует ему белый цвет – цвет платка в руке у губернатора. Роковой взмах, команда солдатам, выстрелы, кровь. Кровь проступает на белом платке и когда губернатор поранил руку о разбитое бунтовщиками стекло, красный цвет побеждает белый.

Но заканчивается спектакль белым цветом, за ним последнее слово, последний визуальный образ - девушки гимназистки в белых фартуках прыгают через скакалки. Это образ исчезнувшего прошлого (как в фильме «Пикник у висячей скалы») и образ надежды («что радость будет») и образ вечности, вечного движения времени - все пройдет и революция прошла.

Погибает губернатор и вместе с ним целый мир – его внутренний мир, обретенное им знание, и мир внешний, который он держал, государство которое он держал и не удержал. И единственной белой точкой в наступившей черноте небытия светится письмо гимназистки, ее сочувствие, ниточка протянутая через пропасть, от одного человека другому. Сочувствие и нам зрителям передается.

Символично, что в год 100-летнего юбилея русской революции такой достойный этого юбилея спектакль поставили именно в Петербурге (в городе революции) и именно в БДТ (в театре, созданном революцией и персонально Александром Блоком, человеком который более чем-кто либо еще из современников отнесся к произошедшему серьезно как к явлению метафизическому, историософскому).
Если судить не по меркам театральным, не по меркам искусства, а по меркам общественной жизни, то именно таким спектаклям надо присуждать Золотые Маски, а лучше Государственные премии.

=======


Во второй раз посмотрел - https://lev-semerkin.livejournal.com/783467.html
Tags: БДТ, Могучий, театр
Subscribe

  • Дуракам везет

    . “ПОСЛЕ ПРОЧТЕНИЯ СЖЕЧЬ”, Бр.Коэны, США, 2007г. (5) Следовало бы назвать «ПЕРЕД прочтением сжечь», потому что это комедия. Умная,…

  • Феллини: 100 лет и 12 лет

    * Сегодня отмечают 100-летие Феллини. С 1954 по 1965 год, когда выходили на экраны его самые великие фильмы (последовательно «Дорога», «Ночи…

  • Немного кино в холодное театральное межсезонье

    . Рейтинг фильмов, что смотрел в июле-августе (Денёв, Тарантино, Финчер, Хауэр) : « Бойцовский клуб», Финчер, 1999г. (10) « Попутчик», Хауэр, 1986г.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments

  • Дуракам везет

    . “ПОСЛЕ ПРОЧТЕНИЯ СЖЕЧЬ”, Бр.Коэны, США, 2007г. (5) Следовало бы назвать «ПЕРЕД прочтением сжечь», потому что это комедия. Умная,…

  • Феллини: 100 лет и 12 лет

    * Сегодня отмечают 100-летие Феллини. С 1954 по 1965 год, когда выходили на экраны его самые великие фильмы (последовательно «Дорога», «Ночи…

  • Немного кино в холодное театральное межсезонье

    . Рейтинг фильмов, что смотрел в июле-августе (Денёв, Тарантино, Финчер, Хауэр) : « Бойцовский клуб», Финчер, 1999г. (10) « Попутчик», Хауэр, 1986г.…