Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

Подколокольно!

*
"МОСКВА-ПЕТУШКИ",Р.Ташимов, ЦЕНТР СОВРЕМЕННОЙ ДРАМАТУРГИИ, Екатеринбург, 2016г. (9)

Лунною порой,
Омрачая мир,
Шел понурый строй,
Рядом - конвоир.
А душе в ночи
Снился чудный сон:
Вербы и грачи,
Колокольный звон...


В Москве под Колокольниковым переулком - филиал гастролей Коляда-театра, Центр Современной Драматургии играет в театральном лофте «Компас».
Сретенка, переулок, вход со двора. Подворотни, лестница вниз, полуподвал. Кирпичные стены, трубы по стенам. Подходящее помещение - и для современной драматургии, и для вневременной литературы. Пьеса Светланы Баженовой по поэме Венедикта Ерофеева.
Хорошо сделанная пьеса, с собственной структурой (в спектакле она персонифицирована - Веня, четыре пассажира, семь ангелов) и собственной композицией.
Хорошо сделанный, режиссерский спектакль. Не моно-спектакль, не через центрального героя сделан, а полноценным актерским ансамблем. Не читка текста пьесы по ролям, а действие, зрелище. Много действия, игры с предметами, много визуальных метафор. Центральная метафора – бутылка. У Боровского была ерофеевская люстра из бутылок (она потом еще в том же СТИ Женовача отозвалась довлатовской елкой, украшенной бутылочками), а здесь одна бутылка на веревочке качается. Качели, маятник, колокол. В бутылке – жизнь, висит на волоске.

Декорацию рисуют ангелы. Мелом на черных стенах – скульптуру Мухиной, кремлевские звезды. Рисуют, а потом стирают мел тряпкой, как со школьной доски. Ангелы учителя (молодые учительницы, мечта подростка).
Ангелов семь. Семь холмов, на которых стоит Москва, семь башен Кремля, семь сталинских высоток. Ангелы Венички – полногрудые девы. Недостижимые мечты (причудливое соединение Кремля, до которого никак не дойти, и девушки с косой до попы в Петушках, до которой никак не доехать).
А в реальности его окружают пассажиры электрички. Два пьяницы и две пьяницы. Четырехликий сфинкс. В ролях пассажиров корифеи Коляда-театра (Итунин, Белов, Плесняева, Кравцова), играют квартетом, прекрасно поставлена пластика - танец пассажиров на деревянной лавке в вагоне. И у каждого своя актерская маска, что особенно заметно на сольных выходах (Итунин - Пьеро, Белов - Арлекин, Кравцова - Коломбина).

Ангелы небесные условны и светлы, сфинксы – земные, они реальны и темны. Полюса разведены, как у Рубцова (чудный сон с колокольным звоном - понурый строй с конвоиром), на этом противопоставлении спектакль выстроен (песня про «крылатые качели», песня про «крылья, которые нравились мне» и ерофеевское «стошнит», «сблюю»). И всё так внятно театрально выражено, и всё так понятно. Но оказывается, что это еще не всё, в конце полюса сходятся, понятность взорвана и открывается бездна.

В финале мечты сбываются, ангелы обнажают груди, огромные и круглые как башни (Веня выходит к Кремлю). Но тут уже не разберешь, ангелы или сфинксы обступают Веню и веревка, на которой бутылка висела, перерезана. Остановились крылатые качели. Остановилось время – маятник часов. Колокол остался без языка.

Шетой раз смотрю в театре «Москва-Петушки» и эта постановка самая вневременнАя, хотя в ней наличествует множество привязок к обстоятельствам времени/места. Это уже совсем другое, новое поколение. Ни режиссер, ни актер тем более, никогда не были пионерами (а режиссеры пяти предыдущих постановок в детстве носили красные галстуки).
Здесь даже красный шейный платок Венички вызвал ассоциации больше не с пионерским галстуком, а с трагическим финалом (горло, кровь – галстук это же «густая красная буква «Ю»). А вообще-то этот герой самый молодой, из тех, что я видел. Даже юный. Потому и в программке обозначен как Веня (Алексей Романов). Можно было бы сказать юный пионер-прогульщик, сбежал с уроков и на Курский вокзал, на электричку до Петушков. Но красный галстук и песня «Качели» в исполнении детского хора указывают уже не на советскость, а просто на детскость, малость героя (и чистота детских голосов подчеркивает нечистоту героя). Этот герой мал, не про него спектакль. Другая степень обобщения. Не про время, не про место, а про издевку Бытия. Про усмешку ангелов небесных.

И ангелы – засмеялись. Вы знаете, как смеются ангелы? Это позорные твари, теперь я знаю, – вам сказать, как они сейчас засмеялись?

Это же не Веня, не мальчик из спектакля говорит. Это слова автора, Венедикта (авторов спектакля Светланы и Рината).

Когда-то, очень давно, в Лобне, у вокзала, зарезало поездом человека, и непостижимо зарезало: всю его нижнюю половину измололо в мелкие дребезги и расшвыряло по полотну, а верхняя половина, от пояса, осталась как бы живою, и стояла у рельсов, как стоят на постаментах бюсты разной сволочи. Поезд ушел, а он, эта половина, так и остался стоять, и на лице у него была какая-то озадаченность, и рот полуоткрыт. Многие не могли на это глядеть, отворачивались, побледнев и со смертной истомой в сердце. А дети подбежали к нему, трое или четверо детей, где-то подобрали дымящийся окурок и вставили его в мертвый полуоткрытый рот. И окурок все дымился, а дети скакали вокруг – и хохотали над этой забавностью…

Вот так встретились полюса, эти «скачущие дети» и «только дети» из песни.

Детство кончится когда-то,
Ведь оно не навсегда,
Станут взрослыми ребята,
Разлетятся кто куда.

А пока мы только дети,
Нам расти ещё расти,
Только небо, только ветер,
Только радость впереди.
Tags: Коляда, театр
Subscribe

  • Медвежья ирония

    . «МЕДВЕДЬ», В.Панков, ЦДР, Москва, 2019г. (7) Сложено из трёх слоев по-медвежьи – грубо и крепко (не так как легкие стулья в доме у вдовушки…

  • Открыл Чеховский фестиваль

    . «ФОЛИЯ», М.Мерзуки, "Поль ан Сен", Франция, 2018г. (8) Постановщик нам известен (по спектаклю "Пиксель"), почерк узнаваем. Хип-хоп, как…

  • Бесплодье умственного тупика

    * «ГАМЛЕТ. КОЛЛАЖ», Р.Лепаж, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2013г. (10) Посмотрел трансляцию в кинотеатре. Первый раз смотрел со второго ряда бельэтажа…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments