Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

Малый Коляда и Большой Коляда

*
Продолжение гастролей Коляда-театра - еще два спектакля, один из новеньких, премьерных и один из стареньких, легендарных.

"ЗМЕЯ ЗОЛОТАЯ", Н.Коляда, КОЛЯДА-ТЕАТР, Екатеринбург, 2017г. (7)

"ТРАМВАЙ «ЖЕЛАНИЕ», Н.Коляда, КОЛЯДА-ТЕАТР, Екатеринбург, 2009г. (10)

«Змея золотая» - новая пьеса Николая Коляды из социальной серии («БСЭ», «Дыроватый камень», «Амиго», «Букет»). Несколько персонажей (пять) представляют социальный срез общества, они четко расставлены по социальной оси координат бедность/богатство.

Трое - обычные люди городского предместья, работают на автомойке/запчасти/шиномонтаж у железнодорожного переезда. Пара молодых, у них все впереди (собираются пожениться) и женщина с историей (Зимина).

Оставшиеся двое более условны - представляют полюс бедности и полюс богатства.
Ваня из деревни (Евгений Чистяков) даже дара речи лишен, совсем бессловесный и время проводит не с людьми, а с автомобильными покрышками (роль казалось бы незначительная и необязательная, но в таких театральных бонусах и виден талант режиссера и актера).
Даму из мерседеса Колесова играет картонно и прямолинейно – выходит и сразу заявляет - я богатая, я очень богатая.

А кроме социального этюда на пятерых, разыгранного как по нотам, в спектакле есть и другие достоинства – обстоятельства времени (время года - уральский апрель со снегом), обстоятельства места (пересечение автомобильной и железной дороги дает эффект мимолетного отстранение – взгляд пассажиров проходящего через переезд поезда), а также второй план, притчевое начало, моральное поучение, выраженное через два символических образа – змея золотая и ласточки. Вот как у Максима Горького были Сокол и Уж, у Николая Коляды Ласточка и Змея.

===

«Трамвай Желание» выбрал для повторного просмотра (первый отклик - http://lev-semerkin.livejournal.com/418144.html) потому, что очень хотел увидеть Василину Маковцеву в роли Бланш. Было предчувствие, что увижу совсем другой спектакль, так и оказалось. Ирина Ермолова была настолько ярка и крупна, что история выходила экстраординарная. И в паре Ермолова-Ягодин была такая катастрофическая разность потенциалов и такой сильный театральный ток, что все остальное упрощалось и уходило на задний план.
Вчерашний спектакль с классической хрупкой Бланш был сыгран спокойнее, подробнее и печальнее.

Стала заметна выделка плотной театральной ткани - тщательная проработка всех эпизодов, деталей, мизансцен, и первого (сюжетного) и второго (символического) плана. Спектакль выстроен по законам смысловой симметрии - две клетки для птичек по бокам сцены, четыре лампы с ярким светом, пара центральных героев, пара вспомогательных героев и театральный хор, который появляется на сцене или только за дверью всегда точно и по времени и по настроению. Драматические сцены также разделены двумя эффектными выходами - сексуальными интермедиями (Цвиткис и Тарасов, Цвиткис и Федоров).

Мужское начало – отвратительно-плотское - это не только плюющийся Стенли, но и покерная ночь в углу за занавеской и шеренга в финале.
Стало заметно, что Стенли и Митч сослуживцы. Александр Вахов играет второго Стенли.
А как же романтический разговор с Бланш, когда казалось, что счастье так возможно. Проникновенная тихая сцена это только мираж в полутьме. При ярком свете видно, что и Митч один из них (из потных мужиков в черных носках и звездно-полосатых плавках), и Бланш груба (прикладывается к бутылке привычным жестом, Маковцева это так отчаянно и так пластически выразительно играет, и голосом тоже играет).

Стало заметно, что Бланш (Маковцева) и Стелла (Плесняева) сестры, они и внешне стали похожи, что подчеркнуто гримом. Женская тема, тема двух сестер сразу заявлена - две куклы лежат на столах, готовы к употреблению (а на стене бабочка, а у стены коврик с жар-птицей), начинается спектакль и на сцену из центральной двери врываются сперматозоиды-попрыгунчики.

Ординарная история – еще одна сломалась, еще одна смирилась.
Tags: Коляда, театр
Subscribe

  • Медвежья ирония

    . «МЕДВЕДЬ», В.Панков, ЦДР, Москва, 2019г. (7) Сложено из трёх слоев по-медвежьи – грубо и крепко (не так как легкие стулья в доме у вдовушки…

  • Открыл Чеховский фестиваль

    . «ФОЛИЯ», М.Мерзуки, "Поль ан Сен", Франция, 2018г. (8) Постановщик нам известен (по спектаклю "Пиксель"), почерк узнаваем. Хип-хоп, как…

  • Бесплодье умственного тупика

    * «ГАМЛЕТ. КОЛЛАЖ», Р.Лепаж, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2013г. (10) Посмотрел трансляцию в кинотеатре. Первый раз смотрел со второго ряда бельэтажа…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments