Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

Кессонная болезнь.

.
«ШАТКОЕ РАВНОВЕСИЕ», С.Арцибашев, ТЕАТР им.Маяковского, Москва, 2006г. (2)

Предистория.


К пьесам Олби в Москве обращаются нечасто. По моим данным «Шаткое равновесие» ставили один раз, двадцать лет назад в театре им.Ермоловой на малой сцене. Режиссер В.Салюк. Вот состав «ермоловской» и «маяковской» постановок:
Тоби (муж) – В.Мащенко (М.Филиппов)
Агнес (жена) – Е.Уралова (Е.Симонова)
Джулия (их дочь, четырежды разведенная) – Т.Догилева (З.Кайдановская)
Клер (сестра Агнес, алкоголичка) – Н.Архангельская (О.Прокофьева)
Гарри и Эдна (друзья Тоби и Агнес) – А.Пашутин и О.Фомичева (Е.Парамонов и Н.Бутырцева).

А одно из последних обращение к Олби в Москве – спектакль «Три высокие женщины» С.Голомазова - имеет прямое отношение к нынешней премьере. Там участвуют те же Симонова и Кайдановская, а в зале учебного театра ГИТИС, где играли первые спектакли, я видел Арцибашева, недавно назначенного главным в театр им.Маяковского. Спектакль ему понравился, судя по тому, что он взял его в репертуар и «Три высокие женщины» уже третий сезон идут на сцене филиала. Видимо тот успех и вызвал к жизни попытку продолжения.

Кессонная болезнь.

Увы, то что получилось у Голомазова на малой сцене, не получилось у Арцибашева на большой. Отстутсвие внятной режиссуры в спектакле просто удручает (не считать же за режиссуру инструментальный секстет, появляющийся в начале и в конце, образ никак не развит и остался пустой декларацией).
Что это?
Антрепризная комедия про «траблы» (сестра пьет, дочь разводится, да тут еще друзья как снег на голову свалились - «можно мы у вас поживем»)?
Тяжелая реалистическая психологическая драма о войне полов, в духе «Не боюсь Вирджинии Вульф»? Но в реализм никак не вписывается эти друзья-квартиранты.
Тогда может быть это театр абсурда?
От «Жанны Аркадьевны» широкая зрительская масса ждала хохм.
От Симоновой и Филиппова поклонники Маяковки ждали тонкого психологического дуэта.
От пьесы Олби опытные театралы ждали балансирования на грани реальности и абсурда (дословный перевод названия пьесы – «Деликатный балланс»).
Ни те, ни другие, ни третьи ничего не дождались и ушли разочарованными.
Арцибашев, решавший в театре На Покровке и более сложные задачи, не нашел ответа. Похоже, что перейдя из комнатного театра На Покровке на большую сцену театра им.Маяковского он заработал кессонную болезнь.

Кессонная болезнь — патологическое состояние организма, которое может развиться у режиссеров, работающих в условиях повышенного театрального давления малых сцен, в период перехода к нормальному давлению больших сцен.

Кессонная болезнь средней тяжести характеризуется поражением вестибулярного аппарата режиссера с потерей ориентации в театральном пространстве.

Основным видом лечения кессонной болезни является возвращение больного в условия повышенного давления.

Режиссеру, заболевшему кессонной болезнью, показано возвращение на малую сцену, восстановления чувства пространства и чувства зрителя, и только в случае положительной динамики, постепенный переход к большой форме.


Арцибашев же рекомендациям не следует, совсем наоборот, он совершенно забросил малую сцену, а по его постановкам на большой видно, что болезнь прогрессирует. В театре Маяковского он чередует спектакли про «разводы», «банкеты» и «сыщиков» с обращением к серьезной литературе, но качество серьезных постановки ( «Карамазовы», «Мертвые души» и последняя премьера) идет по нисходящей. Первый симптом болезни – игра в поддавки, неверие в свои силы и неверие в интерес публики к серьезным вещам. Вот и Олби он сократил до предела – два действия по сорок минут. Чтобы и зрители не заскучали и антракт сохранить и дать заработать буфету. В результате и актерам негде развернуться и зрители ничего не поняли. А ведь пьеса открывала такие возможности …

ВременнАя петля.

Состав действующих лиц «Шаткого равновесия» сложен из двух других пьес Олби. «Три высокие женщины» (главная героиня, ее сестра и ее дочь) и «Не боюсь Вирджинии Вульф» (две супружеские пары).
3+2*2=6, такова драматургическая арифметика.
Но сближает эти три пьесы не только арифметика. Во всех трех Олби применяет эксклюзивный прием, его можно назвать «временнОй петлей», как у писателей фантастов. Олби конструирует для своих героев кроме первой реальности еще и дополнительную драматургическую реальность. Там герои могут встретить самих себя, но моложе или старше (так три высокие женщины оказываются одной героиней в трех разных возрастах, а супружеские пары в «Не боюсь Вирджини Вульф» отражаются одна в другой), или «других себя», другие варианты собственной жизни (так Агнесс, из последних сил поддерживающая шаткое равновесие смотрит на сестру и на дочь, словно смотрится в волшебное зеркало и видит что с ней будет, если она перестанет это равновесие поддерживать).
Очная ставка с собой, ведь это был главный спектаклеобразующий ход в лучшей постановке Арцибашева на Покровке – в «Моем бедном Марате», где были сведены вместе персонажи пьесы Арбузова из трех разных времен. Жаль, что в «Шатком равновесии» он подобным путем не пошел.
Tags: театр
Subscribe

  • Медвежья ирония

    . «МЕДВЕДЬ», В.Панков, ЦДР, Москва, 2019г. (7) Сложено из трёх слоев по-медвежьи – грубо и крепко (не так как легкие стулья в доме у вдовушки…

  • Открыл Чеховский фестиваль

    . «ФОЛИЯ», М.Мерзуки, "Поль ан Сен", Франция, 2018г. (8) Постановщик нам известен (по спектаклю "Пиксель"), почерк узнаваем. Хип-хоп, как…

  • Бесплодье умственного тупика

    * «ГАМЛЕТ. КОЛЛАЖ», Р.Лепаж, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2013г. (10) Посмотрел трансляцию в кинотеатре. Первый раз смотрел со второго ряда бельэтажа…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments