Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

В отсутствии любви и смерти

*
«ТРИ ВЫСОКИЕ ЖЕНЩИНЫ», С.Голомазов, УЧЕБНЫЙ ТЕАТР «ГИТИС» /ТЕАТР ИМ.МАЯКОВСКОГО, 2003г. (9)

Пьеса


Спектакль идет без антракта, хотя пьеса Эдварда Олби состоит из двух частей. Первая - с уклоном в абсурд, вторая - с уклоном в психодраму.
Героини первой части: 92-летняя старушка (Е.Симонова), сиделка 52-лет (В.Бабичева) и девушка - помощник адвоката, 26 лет (З.Кайдановская).
Старушка, впавшая в маразм, изводит окружающих капризами, подозрениями и воспоминаниями и в конце концов … нет, не умирает, а впадает в кому. Сиделка – типичная «тетка» среднего возраста, девушка - жесткая, деловая бизнес-леди. Казалось бы между героинями нет ничего общего, они разные по социальному положению, жизненному опыту и взглядам на жизнь. Но несколькими сюжетными намеками автор дает понять, что три героини могут представлять собой три возраста одной женщины.
Во второй части автор визуализирует свое предположение – те же три актрисы играют роль души одной выской женщины в возрасте 26, 52 и 92 года. Трансформация трех героинь в одну – главная драматическая изюминка пьесы, позволяющая перейти из бытового плана в условный. «Старшие» рассказывают «младшим», что было потом - историю жизни высокой женщины.

В отсутствии любви и смерти

В 80-е годы в театре Маяковского шла пьеса Радзинского «Она в отсутствии любви и смерти», главную роль играла Евгения Симонова и речь там шла естественно о любви. Взгляд Олби на жизнь безжалостнее и мрачнее. Жизнь героини тянется бесконечно, как у Кощея (медицина достигла больших успехов в подержании жизни тела :-), но эта жизнь холодна, пуста и бессмысленна. В ней был только один «горячий» и «светлый» эпизод – любовь к юному фехтовальщику (сразу вспоминается аналогичный эпизод с пловцом из пьесы «Всё кончено»), все остальное – НЕЛЮБОВЬ (к сестре, матери, мужу, его родственникам, сыну, сиделке, адвокату). В остановившемся сознании героини воспоминание юности фиксируется и длится бесконечно - в белом подвенечном платье она танцует с фехтовальщиком, звучит итальянская оперная ария, возраст меняется от юности к старости и обратно. Долгая жизнь сокращается до одного мгновения, «момента истины», все остальное – ложь, пустая суета и абсурд.

Мастер-класс

Премьера «Трех высоких женщин» прошла в Учебном театре ГИТИС, с учетом этого обстоятельства игру Евгении Симоновой можно смело назвать словом «мастер-класс». Она играет 92-летнюю старушку показывая чудеса актерской техники, и женское бесстрашие. Восхищение актрисой соединяется с отвращением к персонажу – отвисшая нижняя губа, загипсованная рука, нудный голос.
Однако во второй части Евгения Симонова берет реванш, там она самая красивая, самая женственная, самая спокойная и просветленная. Героиня Симоновой во второй части преображается сильнее двух других. Впадает в маразм только мозг высокой женщины, а душа становится мудрее. Героиня Бабичевой тоже преображается. У «закрытой» и спокойной сиделки где-то глубоко запрятаны сильные переживания. А вот молодая героиня в реальном и ирреальном мире практически одинаковая. «Душа» ее неразвита и «внутренняя» жизнь героини в 26 лет практически тождественна «внешней». Несколько «суровый» облик Зои Кайдановской отлично ложится на этот характер.

Режиссер спектакля Сергей Голомазов также дал своего рода мастер-класс режиссуры. Геометрическая, лаконичная постановка это урок стиля многим московским режиссерам, авторам бесформенных и невнятных спектаклей. В том числе Сергею Арцибашеву, который, взяв "Трех высоких женщин" в репертуар, продолжил освоение Олби в театре им.Маяковского невнятным «Шатким равновесием».
Tags: Голомазов, театр
Subscribe

  • Три из пяти

    . «ПОДЛИННЫЕ ИСТОРИИ ЖЕНЩИН, МУЖЧИН И БОГОВ», Е.Гремина, Театр Док, Москва, 2015г. (5) Историй всего пять. Первые три по древнегреческим мифам…

  • Красная гвардия

    . «В ОКОПАХ СТАЛИНГРАДА», С.Женовач, МХТ им.ЧЕХОВА, 2021г. (10) Вот таким спектаклем должен начинать худрук главного драматического театра страны.…

  • Хорошо о хорошем-плохом

    . «КАК ХОРОШО МЫ ПЛОХО ЖИЛИ», С.Серзин, Невидимый театр, СПб, 2018г. (7) Хороший спектакль, простой и точный. Простой по форме, точный по…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments