Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

Святочная история.

.
«БЕДНОСТЬ НЕ ПОРОК», А.Коршунов, МАЛЫЙ ТЕАТР, Москва, 2006 г. (6)

Спектакль родился из авторской ремарки – действие пьесы Островского происходит на Святки. Это не случайная привязка, драматические коллизии разворачиваются на фоне праздника и разрешаются чудесным, святочным образом – вмешательством Деда Мороза, такова природа пьесы. Коршунов еще усилил святочную составляющую, последовательно провел через всю постановку от декорации и музыкального сопровождения до актерской массовки. Три действия пьесы в комнатах купеческого дома, разделены интермедиями на зимней улице. Получилось очень живо, задорно и легко.

Очень хороша картинка (особенно в первом действии). Занавес открывается под аплодисменты. На сцене – зимний пейзаж и в качестве увертюры звучит музыка Свиридова к пушкинской «Метели». Этим сразу заявлена концепция. «Метель» взята за камертон. Свежий взгляд на пьесу возникает из совмещения интонаций Островского и Пушкина. Прием известный – смотрим на одного классика взглядом другого (скажем, ставим Чехова, как Горького). Подобный подход в Малом театре был очень удачно применен Марцевичем в «Не было ни гроша», где к Островскому подмешали Достоевского. Если совмещение проведено органично, в заигранной пьесе режиссер открывает новое качество.

Здесь именно режиссерский взгляд на пьесу, разумеется не столь радикальный, как у Серебренникова в «Лесе». Но это и не традиционная малотеатровская режиссура, умирающая в актерах. Наоборот, крупных актерских работ нет, все внимание режиссер уделил фону и он вышел таким ярким, что никто из главных действующих лиц не выделяется.
Главный герой – приказчик Митя, это любимый тип Островского, бедняк с горячим сердцем, такие роли эталонно играл сам Коршунов (Гаврилка в «Горячем сердце» Морозова), но теперь уже возраст не позволяет, а передать эстафету молодому исполнителю не получилось, Митя бледен совершенно теряется в тени эпизодического по пьесе приятеля-купчика (С.Потапов здесь зажигает, как и в предыдущей постановке Коршунова «День на день не приходится»).
Очень интересно написан Островским отрицательный персонаж – старик-фабрикант по имени Африкан, несмотря на такое имя, он вовсе не дикий, а наоборот, лощеная столичная штучка. Актер Демин в этой роли выглядит обаятельным, как Ильич, но совершенно не старым и не страшным. Островский дал этому персонажу не только чуднОе имя в рифму (фабрикант Африкан), но и «говорящую» фамилию – Коршунов. Раз уж возникло случайное совпадение с фамилией режиссера, надо было принять его как знак судьбы и Коршунову сыграть Коршунова. Но к сожалению он пошел по самому предсказуемому пути, сыграл бомжа Любима Торцова, сыграл очень предсказуемо (уж сколько таких убогих было в его послужном списке, например Кисельников в "Пучине"). Персонаж очень важный, что и говорить, он и оказывается тем самым Дедом Морозом, который все устраивает, но в этой постановке на нем не сделано специального акцента и Коршунов не тянет одеяло на себя.

Драматический конфликт пьесы тонет в песнях, танцах, святочных обрядах и превращается в недоразумение, совсем как в "Метели" Пушкина. Купец (с виду самодур, но добрый внутри) выдает дочь за бедного приказчика, его промотавшийся брат-бомж получает крышу над головой, все поют и танцуют, выходят на улицу и ловят на ладонь падающие снежинки под звон бубенцов свиридовской «Тройки».
А ведь об этих бубенцах шла речь в пьесе:
Митя. Вот моя речь какая: соберите-ка вы ее да оденьте потеплее ужотко. Пусть выйдет потихоньку: посажу я ее в саночки-самокаточки - да и был таков! Не видать тогда ее старому, как ушей своих, а моей голове заодно уж погибать! Увезу ее к матушке - да и повенчаемся. Эх! дайте душе простор - разгуляться хочет!
Tags: театр
Subscribe

  • Чик Кориа (1941-2021)

    . Его частная жизнь была предельно закрытой, непубличной. Его уход - завершение частной жизни, об этом сообщили только через два дня на странице в…

  • Дуракам везет

    . “ПОСЛЕ ПРОЧТЕНИЯ СЖЕЧЬ”, Бр.Коэны, США, 2007г. (5) Следовало бы назвать «ПЕРЕД прочтением сжечь», потому что это комедия. Умная,…

  • Феллини: 100 лет и 12 лет

    * Сегодня отмечают 100-летие Феллини. С 1954 по 1965 год, когда выходили на экраны его самые великие фильмы (последовательно «Дорога», «Ночи…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments

  • Чик Кориа (1941-2021)

    . Его частная жизнь была предельно закрытой, непубличной. Его уход - завершение частной жизни, об этом сообщили только через два дня на странице в…

  • Дуракам везет

    . “ПОСЛЕ ПРОЧТЕНИЯ СЖЕЧЬ”, Бр.Коэны, США, 2007г. (5) Следовало бы назвать «ПЕРЕД прочтением сжечь», потому что это комедия. Умная,…

  • Феллини: 100 лет и 12 лет

    * Сегодня отмечают 100-летие Феллини. С 1954 по 1965 год, когда выходили на экраны его самые великие фильмы (последовательно «Дорога», «Ночи…