Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

Театр им.Маяковского начинается

.
"МАЯКОВСКИЙ НАЧИНАЕТСЯ", Г.Черняховский, ТЕАТР им.МАЯКОВСКОГО, Москва, 1983г. (9)

По просьбе блогоприятеля jeanix выкладываю скан старой программки




Приведу, что записал по дороге со спектакля, по горячим следам в театральном дневнике (тогда еще бумажном).

«По-маяковски крупно, размашисто, зычно, вкусно, изобретательно.

Автор пьесы, режиссер, художник, исполнитель главной роли и два его оппонента – браво! (очень жаль, что не играла Симонова).

Театр условный, публицистический – и пьеса и постановка. Монтажный театр, как у Левитина. Любовь к слову Маяковского и расширение взгляда за счет столкновения с Северяниным и включения в мировую традицию. Темы расписаны как по нотам.

У Лазарева настоящий ораторский голос (горлана-главаря) и темперамент.

Главный принцип организации действия – перед стеклом и за стеклом. Стекло играет, вся декорация играет, играют цвета и обьемы. Косой квадрат на рельсах, проявление портретов на стекле (на фоне знамени), часы-окно, лошадь.

Диалоги с «Властелином Всего» очень остро написаны и сыграны азартно. Два антипода – громкий и тихий, высокий и низкий, простой и хитрый, беззащитный и бронированный, грубый и утонченный, новатор и приспособленец (преуспевшая бездарность).

Диалоги с «Гамлетом» сложнее (взаимоотражения) и важнее. С первого раза не все нюансы рефлексии можно ухватить. Но именно здесь его (Маяковского) сердце. И в отношении к ней, живущей по ту сторону стекла.

Маяковский поднят в круг вечных идей, но и связь со временем (с его временем) не забыта, не преуменьшена."


Добавлю, что Симонову я вскоре увидел в Сфере в спектакле «Нездешний вечер», где она читала как раз Северянина и очень сильное впечатления произвела. В «Нездешнем вечере» и Александр Лазарев участвовал (но не в тот раз, когда я смотрел). Он там читал как раз Маяковского.
Не знаю, были ли их чтецкие программы связаны с работой над спектаклем «Маяковский начинается», но для меня стихи Северянина в исполнении Симоновой стали важным и неоднозначным дополнением к спектаклю театра Маяковского, еще больше расширили и усложнили тему. Симонова была необыкновенно хороша собой («вся в чем-то» белоснежном, на расстоянии вытянутой руки от зрителя), но читала совсем без милоты, с вызовом, даже с эпатажем (когда то эпатажем был Маяковский, а теперь он в школьной программе, а эпатажны ошельмованные «ананасы в шампанском» и «мотор бензиновый»).

В мои первые театральные сезоны важной зрительской мотивацией было желание увидеть живьем известных по кино и телевизору актеров. Покупая программку я сразу искал известных (очень расстраивался, если играл второй состав с неизвестными мне фамилиями). Но очень быстро я стал убеждаться, что некоторые совершенно неизвестные актеры играют на уровне самых известных. Филиппов в «Маяковский начинается» это был один самых первых таких случаев. Он играл как самая яркая звезда, брал зал с первого же выхода, запоминался сразу и навсегда.

У Александра Лазарева это была единственная на моей памяти прямая, открытая роль. Все остальных роли он играл с усмешкой (фирменной, чаще саркастической, иногда мягкой-лирической).

Когда я смотрел этот спектакль, я еще не видел «Послушайте!» и вообще ни одного спектакля Любимова не видел, поэтому сравнивал со спектаклями Левитина. А теперь задним числом там видно много таганского, сценография «Дома на набережной», поэтический монтаж, выстроенный не по сюжетной, а по идейной линии. «Послушайте!» я через несколько лет увидел, но это был печальный опыт, играли совсем без энтузиазма, и стихи читали и двигались на автомате. Славина и Полицеймако в массовке перекладывали кубики вместе с молодежью. Ветеранам и молодежи, многочисленным «Маяковским» (Золотухин, Смехов, Щербаков) и хору было одинаково скучно и это сразу зрителям передавалось. Свежий, молодой спектакль Черняховского нисколько не потускнел в сравнении с таким дряхлым предшественником.

С «Маяковский начинается» для меня начинался театр имени Маяковского («Соловьиная ночь», на которую водили классом, не считается).
А также с «Ящерицы» Евгения Лазарева, с его же постановки «И порвется серебряный шнур» - эти спектакли шли на сцене филиала. На основной сцене я первым увидел «Смотрите, кто пришел» Морозова. Эти первые четыре спектакля были очень хороши, они были совсем свежими. И ведь это не были главные спектакли театра (если судить по афише и по доступности билетов).
А вот пятым был спектакль главный, постановка главного режиссера – «Жизнь Клима Самгина». Он был тоже очень ярок и свеж (и дополнительно омоложен вводом Эммануила Виторгана на главную роль). На тот момент театр Маяковского был для меня безусловно театром первого ряда.

Потом было больше разочарований и самые сильные на спектаклях Гончарова. «Жизнь Клима Самгина» так и осталась в моей памяти самой лучшей его постановкой.
По мере возрастания насмотренности рейтинг Гончарова и его театра стал падать и теперь я уже не считаю его театром первого ряда (по состоянию на начало 80-х).

Подробнее о месте театра Гончарова в театре начала 80-х - https://lev-semerkin.livejournal.com/752421.html .
Tags: театр
Subscribe

  • Медвежья ирония

    . «МЕДВЕДЬ», В.Панков, ЦДР, Москва, 2019г. (7) Сложено из трёх слоев по-медвежьи – грубо и крепко (не так как легкие стулья в доме у вдовушки…

  • Открыл Чеховский фестиваль

    . «ФОЛИЯ», М.Мерзуки, "Поль ан Сен", Франция, 2018г. (8) Постановщик нам известен (по спектаклю "Пиксель"), почерк узнаваем. Хип-хоп, как…

  • Бесплодье умственного тупика

    * «ГАМЛЕТ. КОЛЛАЖ», Р.Лепаж, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2013г. (10) Посмотрел трансляцию в кинотеатре. Первый раз смотрел со второго ряда бельэтажа…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments

  • Медвежья ирония

    . «МЕДВЕДЬ», В.Панков, ЦДР, Москва, 2019г. (7) Сложено из трёх слоев по-медвежьи – грубо и крепко (не так как легкие стулья в доме у вдовушки…

  • Открыл Чеховский фестиваль

    . «ФОЛИЯ», М.Мерзуки, "Поль ан Сен", Франция, 2018г. (8) Постановщик нам известен (по спектаклю "Пиксель"), почерк узнаваем. Хип-хоп, как…

  • Бесплодье умственного тупика

    * «ГАМЛЕТ. КОЛЛАЖ», Р.Лепаж, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2013г. (10) Посмотрел трансляцию в кинотеатре. Первый раз смотрел со второго ряда бельэтажа…