Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

На перепутье Керчь-Вологда

*
"МАЛЕНЬКИЕ ТРАГЕДИИ", К.Серебренников, ГОГОЛЬЦЕНТР, 2017г. (10/7)

Тут на несколько спектаклей. Некоторые из этих спектаклей прозвучали очень сильно и жестко, на уровне лучшего, что сделал Серебренников в ГогольЦентре. Другие интересны как самодостаточные вставные номера, а есть и те, что представляют собой то самое празднословие, о котором идет речь в программном стихотворении Пушкина «Пророк» (программном и для Пушкина и для спектакля).
С «Пророка» собственно все и начинается, с «духовной жажды» в «пустыне мрачной» – в придорожном, пристанционном, железнодорожном буфете. И это тот самый буфет из спектакля «Лес», где встретились Счастливцев и Несчастливцев и над их головами загорелась неоновая надпись «А не удавиться ли мне?». Но встречаются на этот раз не трагик с комиком. Место встречи то же – русское перепутье, персонажи другие, здесь встречаются поэт и серафим. И еще тень автора и героя поэмы «Москва-Петушки» тут присутствует, поскольку дело происходит в бывшем театре Транспорта возле Курского вокзала (по дороге в театр, если зрителю повезет, можно услышать обьявление из какого тупика отправляется электричка до Петушков).
Сегодняшний молодой поэт, сегодняшний Веничка это рэппер – ходит по вагонам электрички Москва-Петушки, Керчь-Вологда и обратно, читает свой рэп, собирает на бутылку. Гуляка праздный, комик, но роковая встреча с серафимом превращает его в трагика и очень логично, что в следующей части спектакля рэппер становится Моцартом, а серафим это тот черный человек, которые не дает ему покоя и заказывает Реквием.

В роли поэта Филипп Авдеев, который играл Адуева младшего в «Обыкновенной истории» и отсылка к этому спектаклю также важна, как и отсылка к «Лесу». Все первое действие «Маленьких трагедий» (Пророк/Моцарт и Сальери/Скупой рыцарь) представляет собой гипер-спектакль, спектакль спектаклей Кирилла Серебренникова и от обилия гиперссылок захватывает дух. Но еще больше дух захватывает от архаичного максимализма, от царапающей жесткости. Тут игра по гамбургскому счету, не гладкая читка классики и не скользящий стеб над классикой, и лексика соответствующая (зеница, перста, десница кровавая, грудь отверстая, рассек, водвинул), а главное слово «жги» (набрано в титрах капслоком - ЖГИ).
На слове «жги» стихотворение «Пророк» в спектакле обрывается и очень показательно обрывается, открывая смысловую прореху, неоднозначность. То ли тут точное пушкинское подразумевается (глаголом жги сердца людей), то ли жги – отжигай, а может быть просто жги - точный смысловой аналог финальной фразы Фауста «Всех утопить!», ведь Фауста тоже Филипп Авдеев играет.

Пророк-Моцарт-Фауст – главный герой спектакля, протагонист. У него есть антагонист. И это не Сальери. Сальери играет Никита Кукушкин, лицо – застывшая маска в контраст с живым подвижным перекошенным окровавленным лицом Моцарта, которому вот только что вырвали грешный язык и угль пылающий огнем в грудь водвинули. Моцарт весь раздерганный, человек антенна, он вглядывается в бездну, как Веничка в черную жижу на дне отхожего места (на сцене – унитаз, «как труп в пустыне я лежал» в обнимку с унитазом), но он также ловит «глас свыше» и «восстает». Антенны - главный пластический образ «Моцарта и Сальери», острые углы во все стороны торчащие, царапающие, как архаичные шипящие звуки и жесткие слова «Пророка» . И еще одна архаичная и царапающая метафора – звукосниматель, острая игла режущая борозду на виниловой пластинке и тогда возникает музыка.

Антагонистом юного максималиста рэппера-пророка-Моцарта-Фауста является старый барон из «Скупого рыцаря» и Вальсингам из «Пира во время чумы». В этой роли Алексей Агранович, который в «Обыкновенной истории» играл Адуева старшего, антагониста Филиппа Авдеева.
Эта пара актеров в «Маленьких трагедиях» доигрывает, развивает и переворачивает наизнанку конфликт «Обыкновенной истории». Авдеев представляет альтернативный нонконформистский вариант судьбы племянника. А дядюшка предстает в образе старого барона - олигарх из 90-х, собравший состояние своими руками с нуля, и за каждым сундуком преступление, под каждым - труп (во время монолога открываются могилы). И вот на склоне лет он видит, что передать богатство некому, а с собой не заберешь. Остальные герои скупого рыцаря - Альбер, герцог – золотая молодежь, прожигатели жизни, лихачи (мотоциклетный шлем современный аналог рыцарских доспехов, гонки - турнирам). А у барона между прочим библиотека, он и книги собирает.
Образ герцога-Вальсингама сложно выстроен, не только продолжение, но и прямое отрицание Адуева-старшего. Тот помнится первым делом показательно разбивал гитару племянника. А этот берет гитару и как заправский бард поет гимн чуме. Отрицание прошлого было проведено максимально жестко, но что дальше ? Встретившись с будущим лицом к лицу, герой отворачивается, возвращается к отвергнутому прошлому, переоценивает и его и себя.

Молодой герой ожесточается, а старший смягчается. И тон спектакля после антракта сильно меняется, уже никакого «жги» не чувствуется. В «Дон Гуане» режиссерский язык как раз празднословный, чего только не напридумано (и две Анны, молодая и старая, и попсовая Лаура и кавказский след, и срамные стихи и гипертрофированное Я, которое уводит спектакль в свою сторону).

«Пир во время чумы» сделан содержательнее, интереснее и совершенно отдельно, он погружен в театральную археологию, в прошлое того театра, на месте которого сейчас выстроен суперсовременный ГОГОLЦЕНТР. Но при этом археологические технологии применены самые современные - театр док.
Здесь очень сложная гамма чувств, рефлексия режиссера (очень неожиданная и она дорогого стоит), здесь ирония, самоирония, но нет жесткости и однозначности. Звезды театра имени Гоголя смешно и трогательно ностальгируют по «Марице», пожелтевшим афишам и почетным грамотам, но ведь нынешние звезды Гогольцентра тоже когда-нибудь состарятся и будут лелеять свои воспоминания и петь песни своей молодости (спектакль подсказывает какие - Smells like teen spirit).

А прощается спектакль со зрителями уже совсем мягкой - печальной, не жгущей, а гаснущей лирикой:

Бурной жизнью утомленный,
Равнодушно бури жду:
Может быть, еще спасенный,
Снова пристань я найду...
Но, предчувствуя разлуку,
Неизбежный, грозный час,
Сжать твою, мой ангел, руку
Я спешу в последний раз.
Tags: К.С., театр
Subscribe

  • Народный артист СССР

    . «Уходят наши, вот еще один ушел навсегда» Уходит эпоха "народных артистов СССР" — Бельмондо, (Жан Марэ, Луи де Фюнес), Делон, Ришар, Депардье.…

  • Дуракам везет

    . “ПОСЛЕ ПРОЧТЕНИЯ СЖЕЧЬ”, Бр.Коэны, США, 2007г. (5) Следовало бы назвать «ПЕРЕД прочтением сжечь», потому что это комедия. Умная,…

  • Феллини: 100 лет и 12 лет

    * Сегодня отмечают 100-летие Феллини. С 1954 по 1965 год, когда выходили на экраны его самые великие фильмы (последовательно «Дорога», «Ночи…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments

  • Народный артист СССР

    . «Уходят наши, вот еще один ушел навсегда» Уходит эпоха "народных артистов СССР" — Бельмондо, (Жан Марэ, Луи де Фюнес), Делон, Ришар, Депардье.…

  • Дуракам везет

    . “ПОСЛЕ ПРОЧТЕНИЯ СЖЕЧЬ”, Бр.Коэны, США, 2007г. (5) Следовало бы назвать «ПЕРЕД прочтением сжечь», потому что это комедия. Умная,…

  • Феллини: 100 лет и 12 лет

    * Сегодня отмечают 100-летие Феллини. С 1954 по 1965 год, когда выходили на экраны его самые великие фильмы (последовательно «Дорога», «Ночи…