Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

Одиннадцать библиотек

*
«Ночь в библиотеке» Робера Лепажа ( https://lev-semerkin.livejournal.com/747346.html ) это цикл из десяти научно-популярных фильмов-экскурсий по библиотекам, снятых в технологии VR (виртуальной реальности). Сам зрительный зал (воспроизведено затемненное пространство читального зала, вращающиеся кресла за столами с зелёными настольными лампами) представляет собой одиннадцатую библиотеку.

Голос экскурсовода (русский текст читает Евгений Миронов) нейтральным тоном сообщает различные сведения и поначалу информация кажется служебной, ненавязчивым комментарием к главным впечатлениям - зрительным, к виртуозной работе режиссера с пространством.
Однако связь между закадровым текстом и трехмерным изображением не сводиться к комментированию. Голос проводника-экскурсовода ведет из виртуального мира спецэффектов к содержательному плану, во внутренний мир, от зрения к сознанию, не только комментирует зрительные впечатления, но обращается к разуму.

Так в начале рассказа об Александрийской библиотеке зритель оказывается в центре Вселенной, то есть может почувствовать непосредственно, на собственном опыте, увидеть своими глазами геоцентрическую (и человекоцентричную, и эгоистическую) систему мироздания и затем книгоцентричную систему культуры. Образ библиотеки оказывается также связан с образом маяка в ночи (Александрийского маяка) и с образом города – системы огней в безлюдном темном пространстве (античная Александрия была построена по плану) и внутри фильма возникает сложная смысловая связь "библиотека <-> государство" и "книги <-> огонь" (книги, несущие свет, и книги, уничтожаемые огнем). И эта связь выходит вовне, от фильма «Александрия» смысловые ссылки ведут к другим фильмам («Сараево», «Вашингтон», «Париж»).

В рассказе о библиотеке Сараево повторяется тема пожара, что наталкивает на образ Библиотеки, как крепости культуры во враждебном мире. Крепость осаждена варварами (танки и огонь за крепостными стенами). Наглядная иллюстрация восточноевропейской «политики памяти» (уничтожающей «неправильную» память).

Но есть в цикле и противоположный пример – пример полной гармонии библиотеки и окружающего мира (японская библиотека-храм вписана в природу).

Птолемеева система мироздания геоцентрична, а лепажева система франкоцентрична (четыре из одиннадцати библиотек французские). Смысловые сылки от главной библиотеки античного мира ведут к двум современным наследникам -антиподам – в Париж и в Вашингтон.
Библиотека Конгресса - центр современного западоцентричного мира. Она утверждает США как финальную точку развития западной цивилизации с утвержденной в камне иерархией, в которой не всем народам и не всем фигурам нашлось место (экскурсовод прямо на это указывает). «Вашингтон – Второй Рим и третьему не бывать!». Воспоминание о судьбе Александрии подвергает эту претензию сомнению.

Парижский фильм переносит тему тьмы и света в Эпоху Просвещения. Прогресс 19го века (искусственное освещение, газовое, потом электрическое) сделал чтение круглосуточным, раздвинул библиотечное время до 24 часов в сутки. Начало рассказа про парижскую библиотеку это наглядная метафора Эпохи Просвещения - полная темнота, затем трехмерный световой чертеж и затем его реализация в натуральную величину. Библиотека Нового времени выстроена по плану, также как и город Париж Нового времени с прямыми магистралями и уличным освещением.

И тот же технический прогресс в конце 20-го века делает библиотеку пережитком прошлого. Хранение информации ушло в интернет, а между стеллажами университетской библиотеки Копенгагена перемещаются только бесплотные тени давно умерших читателей (или виртуальные читатели, зашедшие в фонды библиотеки через интернет).

Зритель посещает девять исторических библиотек в разных странах, на разных континентах и еще две особенные библиотеки – литературную и театральную. Библиотека из книги (Наутилус Жюля Верна как романтический идеал эпохи просвещения, виртуальное пространство черно-белого рисунка из детской книги).
Библиотека библиотек – пространство, в котором находятся зрители специально организовано (в этом единственный элемент театра) и когда один из зрителей снимает очки виртуальной реальности, он может видеть со стороны всех остальных зрителей, сидящих за столами в полутьме читального зала и вертящих головами во все стороны. Впечатляющий театральный образ, театральное таинство погружения.
Tags: театр
Subscribe

  • 51 минута вечности

    * «НЕ ГОРЮЙ», Ю.Погребничко, ОКОЛО, Москва, 2021г. (9) Продолжительность 51 минута. И точка. Ни минутой больше, ни минутой меньше. И не надо. Всё…

  • Живой и мёртвые

    . «МЕРТВЫЕ ДУШИ», Р.Матюнин, ВШСИ, Актерско-режиссерский курс О.Тополянского и К.Гинкаса, Москва, 2019г. (9) Живой, теплокровный, «малиновый»…

  • В течении часа и больше никогда

    * «СЕРЁЖА ОЧЕНЬ ТУПОЙ», В.Жуков, ВШСИ, Мастерская К.Райкина, Москва, 2021г. (8) Это был мой первый спектакль по этой пьесе Дмитрия Данилова…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments