Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

«ГУПЁШКА», А.Яковлев, РАМТ, 2006г. (4)

*
Начало пьесы комедийное, встреча двух Бинов (мистер Бин и мисс Бин). Они падают друг на друга. Ставят горячий чайник на линолеум, он прилипает (и так четыре раза), наливают кипяток в бокал, бокал лопается (и так два раза), пытаются незаметно постирать носки, открыть бутылку отверткой вместо штопора. Пьют кипяток вместо чая. В общем - сбылась мечта Жванецкого (был у него такой забавный финал рассказа про странного человека - «Говорят, где-то девочка появилась под Архангельском. Такая же. Если их познакомить, окружить плотно, накрыть чем-нибудь сверху, интересная порода людей может пойти.»)

Комедийное, даже фарсовое начало придает тексту сильный эффект отстранения. Гупёшка – это условность, это преднамеренное сгущение красок. Традиционная русская неприхотливость доведенная до абсурда. Этим пьеса Сигарева очень близка пьесам Петрушевской, вроде «Сырой ноги», «Чинзано» или «Квартиры Коломбины». Сочетание клоунады и жестких подробностей. Такое сочетание может дать сильнейший трагический эффект – чем смешнее фон, тем чернее прорывы реальности. Клоунада на кладбище (классический пример применения подобного приема – «Вишневый сад» Эфроса).

В «Гупёшке» проявилась сильная сторону драматурга Сигарева, предельная концентрация идеи до степени простого емкого образа - «Пластилин», «Черное молоко» «Гупёшка». У него замечателен не только «новодрамовский вербатим», но и «вечнодрамовское» обобщение.
А с другой стороны «достоевское» начало, то что еще Стоппард отмечал – внимание к униженным и оскорбленным.

Ставить этот театральный текст следовало бы также театрально, так ставил «Квартиру Коломбины» Виктюк, так ставил "Пластилин" Серебренников. Если поставить изнасилование как балет, то это будет уже не бытовая чернуха, а «принесение в жертву». Чем условнее, тем лучше. В спектакле РАМТ вроде бы двинулись в сторону комедийности, но чего-то испугались и мрачные подробности сработали как якорь, не дали спектаклю выйти на чистую воду. Он так и остался плавать в канализации.

Режиссер впал в дерьмозависимость и буквализм (раз гупёшки живут даже в канализации, то и зрителей в канализацию посадили, дерьмо стекает по стенам, булькает по трубам и даже вытекает из зала в фойе). Он и актеров на якорь посадил. Никаких париков и красных носов, бескрылая правда жизни. Искандер играет не Коломбину, а серую мышку, Гришин не Пьеро, а тормознутого мужика. Веселкину тяжелее всего, муж это явный Арлекин, а актеру приходится рвать страсти, никак не обыгрывая анекдотичность ситуации (муж вылезает из шкафа, жена с любовником). Условность, масочность пьесы в этот момент просто вопиет - это нельзя играть в лоб!

Хорошо, что в финале режиссер вспомнил про условность - муж становится в красный угол, как икона. Все возвращается на круги своя. Перед этим гупёшка самоотверженно бросается на защиту мужа, бьет любовника бутылкой по голове. Пародийная цитата из «Замужества Марии Браун». Или пародийный взгляд на семейную жизнь, как на садомазохистский союз.
Tags: Антон Яковлев, театр
Subscribe

  • Васисуалий Самгин

    . «ТОВАРИЩ КИСЛЯКОВ», А.Калинин, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, СПб, 2020г. (6) Не буду оригинален, Иван Трус – грандиозный актер! Может всё - от острого…

  • Три шага в бреду

    . «ТРИПТИХ», Г.Карризо, Ф.Шартье, Peeping Tom, Бельгия, 2013-2021г. (10) Театральный сюрреализм, с каждым следующим шагом баланс смещается, все…

  • Два маленьких мальчика, которых нельзя повредить

    . «ТОЛСТАЯ ТЕТРАДЬ», Т.Тарасова, ТЕАТР им.МОССОВЕТА / ГИТИС, Мастерская Кудряшова, Москва, 2020г. (10) Пожалуй, лучший спектакль, что я видел в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments