Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

Холостой патрон

*
"УТИНАЯ ОХОТА", Е.Марчелли, ТЕАТР им.ЕРМОЛОВОЙ, Москва, 2017г. (8)

Как это здорово – смотреть спектакль по хорошо известной пьесе и не знать, что произойдет на сцене в следующую минуту! И ведь никаких радикальных переделок текста пьесы не было, никакой режиссуры поперек драматургии – все только вдоль (скальпелем, и надрез вглубь).
Просто очень ясный, свежий и жесткий взгляд на известную пьесу.
Просто очень твердая режиссерская рука – эффектный монтаж сцен.
Просто очень молодой Зилов (Иван Янковский). Самый обаятельный и самый отрицательный на моей памяти.
Спектакль оказался приговором плейбою.


Начинается из-за такта, при закрытом занавесе, с музыкального номера. Это потом рифмуется со сценами в ресторане – одно из постоянных мест пребывания Зилова, место работы его друга/антипода официанта Димы. Певицы поют в зал и зрители таким образом становятся посетителями того же ресторана, а действие пьесы разыгрывается за соседним столиком.
Сцены также разделены музыкальными вставками (соло на ударной установке) и видеомонтажом чего-то черно-белого, брутального, ненашенского. Ритм спектакля энергичный и рваный – внезапные паузы и внезапные взрывы речевой активности. Два матерных слова тоже разрывают ровный бытовой вампиловский текст (только один раз, очень точно по месту) звучат очень современно и вырывают пьесу из своего времени.

Режиссерские приемы сильные и лаконичные (вот у Панкова была избыточность - http://lev-semerkin.livejournal.com/696866.html).
Сценическое пространство четко раскроено на контрастные зоны – две по вертикали и две по горизонтали. Бытовые сцены сыграны на узкой полоске авансцены и приближены видеопрекцией на экране сверху – принцип полиэкрана, общий план и крупный план одновременно.
Бытовые сцены сыграны на узкой полоске авансцены (драматические , лирические, комические – такие жизненные и публика откликается, в комических сценах очень хорош Владимир Зайцев, когда-то герой-любовник в спектаклях Виктюка, пластичный и гипнотически смотревший в зал, оно погрузнел, а вот во взгляде что-то осталось из былого, что-то отсвечивает и это очень уместно в роли начальника).
А сзади за авансценой располагается пустое, холодное и темное пространство – не бытовое, там нет мебели, только зеркало и телефон на полу. Туда входит по диагонали мальчик Витя – тезка Зилова, персонаж символический. Белая рубашка Зилова, кровь на разбитом лице, кроваво-красные губы женщин, три ведьмы зашли из «Макбета», три женщины Зилова – жена, любовница, невеста (особенно хороша Анна Воркуева в роли бывшей любовницы, она играет свой маленький спектакль и составляет с Зайцевым комическую пару).
В центре пустой сцены – ударная установка, сердце бьется в пустоте (в душе какой-то холод тайный, когда пожар гудит в крови).
Одинокий голос ударной установки. Энергичная сухая дробь. Но это не музыка, драйв есть, но чего-то самого главного не хватает. И в этом молодом Зилове тоже. В финале он раз за разом стреляет из ружья в своего черного человека (в официанта), все выстрелы оказываются холостыми.

Янковский очень органичен, очень точен на крупных планах, он фактически играет и в спектакле и в фильме одновременно. Но в финале такое чувство, что режиссер его использовал – его молодость, обаяние, наследственную харизму. Да, милый, легко порхающий, влюбленный во всех и в каждую, кто попадает в поле зрения, легко врущий, безалаберный. Только первый коготок уже увяз (сцена в ресторане перед поездкой на похороны отца сразу напомнила безнадежную и жестокую поствампиловскую драматургию, «Чинзано» Петрушевской, в «Утиной охоте» первый звоночек это безнадеги).

В пьесе у Зилова другой возраст и другой опыт и другое отчаяние и другая тайна, такой молодой актер Зилова не сыграет, он и не сыграл. Он сыграл первый звоночек.
Tags: Марчелли, театр
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments