Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

Два выстрела, две монетки

*
"БЕЗПРИДАННИЦА", Д.Крымов, ШДИ, Москва, 2017г. (10)

"Смотрите, я буду стрелять в девушку, которая для меня дороже всего на свете, и не побледнею."


Первая премьера сезона и сразу выстрел точно в десяточку.

Если точнее, два точных выстрела, ведь в пьесе «Бесприданница» два выстрела - выстрел Паратова, о котором Лариса рассказывает Карандышеву, и финальный выстрел Карандышева. Режиссер их очень неожиданно и эффектно срифмовал и вытащил из них главную тему спектакля («человек=вещь» - из последнего монолога Ларисы). Дополнительно, для наглядности он еще и две монетки срифмовал -монетку, которую держала Лариса, и монетку, которую подбросил Вожеватов («Каждой вещи своя цена есть» - из последнего монолога Ларисы).

Лариса (Мария Смольникова) – одинокий голос женщины в мужском мире. В Манеже, где собираются мужчины - милый Паратов, немилый Карандышев (правильный очкарик), азиат Вожеватов и страшный Кнуров - человек-шуба.

В пьесе есть и еще одна важная женская роль – Харита Игнатьева, в спектакле она мужеподобна и играет эту роль актер. А Робинзон наоборот обабился. Сестры Ларисы, по пьесе выданные замуж за кавказца и за шулера, появляются в массовке – одна с кинжалом в груди.

В театре Крымова не всё через актеров, вот и здесь среди действующих лиц вешалка, а среди главных действующих лиц большой экран. Экран обязательный атрибут современной режиссуры, на моей памяти Крымов его впервые использует так активно, шутя-играя перечисляет все возможности видео в спектакле - компьютерная игра-влюблялка «Берег Волги», караоке, выход персонажей из экрана на сцену и обратно, камеры наблюдения, и главный визуальный лейтмотив мужского мира - победная игра нашей футбольной сборной с голландцами.

Мужской мир – большие дела, большая игра, большие деньги, большие стрельбы. Женский мир – искусство. Искусство себя продать. Стать яркой мишенью для выстрела.
Большое и маленькое. Масштаб показан в сцене прибытия «Ласточки» Паратова, зал Манеж трясется как карточный домик. Масштаб подчеркнут великанской фигурой Кнурова, рядом с ним Лариса как Дюймовочка рядом с кротом из сказки Андерсена (она надеялась на ласточку, но здесь не сказка, ласточка «прилетела», но не забрала ее с собой). И откуда в этой Дюймовочке такое большое чувство (и чувство собственного достоинства).

Смольникова хорошо играет и по меркам лаборатории Крымова и просто очень хорошо, пронзительно и сложно, потому что ее любовь одновременно и попсовая (любовь провинциальной дурочки мечтающей стать звездой) и великая (цветаевская). Играет в яркой условной манере (актер – вещь, один из предметов в распоряжении режиссера). Играет натурально, от себя, из себя - раскрывает своими словами, разворачивает в большой монолог краткую фразу из пьесы – «А уж как она его любила, чуть не умерла с горя. Бросилась за ним догонять, уж мать со второй станции воротила».


Увозят милых корабли,
Уводит их дорога белая…
И стон стоит вдоль всей земли:
"Мой милый, что тебе я сделала?"

Вчера еще - в ногах лежал!
Равнял с Китайскою державою!
Враз обе рученьки разжал, -
Жизнь выпала - монеткой ржавою!


=======

Второй раз - https://lev-semerkin.livejournal.com/811995.html
Tags: Крымов, театр
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments