Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

Дон Жуан!

.
"ДОН ЖУАН", М.Кушей, ЗАЛЬЦБУРГСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ, Австрия, 2002г. (7)

Если в «Дон Жуане» есть Дон Жуан, этого уже достаточно.
Томас Хэмпсон – великолепный Дон Жуан, лучший из тех, что я видел (и в оперном театре и в драматическом).
И как актер идеален – стопроцентное совпадение с образом и внешних и внутренних данных. Рост – высокий, грива - львиная, профиль - царственный, повадки абсолютного премьера.
И как певец – идеален. Голос сильный, победительный, красивый. Совершенно не грубый, не резкий, но и не слащавый. При приближении к объекту противоположного пола голос становится бархатным и начинает обволакивать.

В других спектаклях этот образ старались чем-то дополнительно нагрузить. Дон Жуан был философом у Эфроса, или скотиной в спектакле Морфова. Брин Терфель был брутален, Руджеро Раймонди – омерзителен. Так долго из оригинальности стеснялись простых решений, что теперь удивили публику самым классическим Дон Жуаном – обольстителем. Статный, галантный, зрелый мужчина, не юнец, не «штаны», никаких следов порока на лице. Все дополнительные качества только отвлекают (и зрителей и потенциальных жертв), мешают Дон Жуану пополнять список побед.

Остальным исполнителям до идеала было далеко. Особенно женщинам. Донна Анна (Кристине Шефер) и Донна Эльвира (Микаэла Кауне) малопривлекательные современные тетки, даже жаль Дон Жуана вынужденного растрачивать на них силы. Видимо настоящей Анной этой постановки была Анна Нетребко, но в спектаклях фестиваля 2006 года она и дирижер-постановщик Арнонкур не участвовали.
На фоне донн неплохо смотрелась Церлина (Изабель Байракдарян) – простая полногрудая (очень полногрудая) живая крестьянка базарного вида. Очень живой был и Лепорелло (Ильдебрандо Д'Арканджело), в роли Фигаро ему пришлось сдерживать себя и по воле режиссера изображать манекен, а здесь он разошелся. А вот Дон Оттавио (Петр Бечала) разошелся даже слишком – уж очень голосистый, теряется необходимый в этом случае контраст между сильным баритоном и благородным, но анемичным тенором.


Постановка Мартина Кушея производит странное впечатление. Очень зрелищно, но бессмысленно.
Динамическая декорация – два вложенных один в другой цилиндра на поворотных кругах. Благодаря очень интенсивному (иногда ослепляющему зрителя) освещению, декорация кажется безразмерной (границ не видно), похожей на лабиринт.
Очень много приколов, построенных на эффекте неожиданности (чем бы еще удивить фестивального зрителя, смотрящего ..надцатую постановку знаменитой оперы). Первая же сцена – вместо Лепорелло на шухере стоит Дон Жуан, Лепорелло появляется из двери застегивая ширинку на джинсах. Получается, что они бегают по девкам по-очереди. Столь же неожиданен и финал их отношений. Когда Командор забирает Дон Жуана, тот хватает Лепорелло за руку и пытается утащить с собой. Лепорелло из последних сил выхватывает клинок и … закалывает хозяина. Клинок здесь один из главных предметов. В какой-то момент его втыкают в сцену и Эльвира поет любовную арию, обращаясь к торчащему клинку, тянет к нему руки и чуть не хватает за рукоятку.

Но основная режиссерская нагрузка лежит не на персонажах оперы. Этот драматургический материал уже изьезжен вдоль и поперек, поэтому приходится вводить новых персонажей. В зальцбургскую «Свадьбу Фигаро» добавили херувима, здесь целый - гарем, материализация донжуанского списка. Но херувим был внятен, а что «символизируют» эти дамы – то разодетые то полуобнаженные, в начале - в белых бикини, в конце - в черных ? Видимо в финале они оказываются свитой Командора – первыми появляются и окружают стол, потом вдруг расступаются, а Командор уже за столом.
Но, пожалуй, главное их назначение – заполнять сцену.

Они появляются первыми, еще при закрытом занавесе. Под звуки увертюры одна за одной поднимаются на авансцену и скрываются в маленькой двери. На занавесе огромная фотография разнокалиберных девиц, лежащих на пляже, ногами к публике. Самая длинноногая – негритянка. Цель визуальной увертюры – поболтать ногами перед глазами публики, настроить на донжуанский лад.

В сцене на кладбище этот гарем превращается в памятники (на могилах умерших от любви к Дон Жуану). Сцена поставлена очень эффектно. Вместо статуи Командора – проекция его лица на огромном экране. Сначала кажется, что это посмертная маска, но потревоженная громким смехом Дон Жуана, она открывает глаза. Несуеверный рационалист Дон Жуан быстро находит источник изображения – проектор, стоящий между надгробьями, и сбрасывает его на землю, но изображение чудесным образом не исчезает с экрана. Более того, оно начинает увеличиваться, камера приближается к лицу и в конце концов на экране виден только огромный глаз. Одновременно и надгробия оживают, статуи скидывают черные плащи и оказываются старухами в белых бикини. Поставлено эффектно, но при этом совершенно теряется главное событие эпизода – кивок Командора.

Настоящий содержательный эффект производит только одна сцена – на празднике в имении Дон Жуана. В ответ на призыв хозяина “Viva la liberta! La liberta!” гости приходят в неистовство, выстраиваются в плотный ряд на авансцене и повторяют это “La liberta!” с таким размахом, что становится страшно. «Свободы хотим! Здесь и сейчас! Немедленно!». Это звучит как CREDO, как гимн свободе, превратившейся в главный фетиш современной цивилизации. Можно вспомнить, как в том же 2002 году на концертах Маккартни “Back in the US” исполнялась песня Freedom.
Дон Жуан, наслаждаясь произведенным эффектом, тут же начинает пользоваться свободой – хватает чужую невесту (Церлину) и тащит вглубь сцены, там она попадает в руки гарема, ее подхватывают, поднимают на руки и … только вмешательство масок спасает несчастную, не дает Дон Жуану пополнить гарем.
Tags: Дон Жуан, опера, театр
Subscribe

  • Что им Гекуба?

    . «КЛЯТВЕННЫЕ ДЕВЫ», А.Золотовицкий, ЦДР, Москва, 2018г. (2) Не срослось. Первая проблема – материал. Похоже, что эта «гекуба» - история семьи…

  • Идеальный муж умер, да здравствует муж еще более идеальный!

    . «НА ВСЯКОГО МУДРЕЦА», К.Богомолов, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2021г. (9) Спектакль очевидным образом наследует «Идеальному мужу» (2013-2021), в…

  • Васисуалий Самгин

    . «ТОВАРИЩ КИСЛЯКОВ», А.Калинин, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, СПб, 2020г. (6) Не буду оригинален, Иван Трус – грандиозный актер! Может всё - от острого…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments