Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

Победа

.
"ВОЙНА", А.Балабанов, Россия, 2002г. (8)

Балабанов опять предугадал, как в «Брате». На этот раз он предугадал окончание войны в Чечне – чем она закончиться (нашей победой) и каким способом (кровавым).

Частная история – личная война сержанта Ивана, попавшего в плен к чеченцам – моделирует большую войну. Две военные части фильма (начало и конец) это две Чеченских войны – первая и вторая, а мирный промежуток между частями – мутный хасавюртовский мир. Почему мы победили – потому, что Иван (Алексей Чадов) решил вернуться и спасти командира (Сергей Бодров). И доказать своему рабовладельцу, что он не «овца». И вернулся и спас и доказал (и даже чуть было не взял того в заложники).

К сожалению, про этот фильм нельзя сказать «хорошо сделанная вещь». Фильм сделан неровно, середина просто плохо – сценарные натяжки, длинноты, ходульные диалоги (зачем позвали Гостюхина понятно, но какой ему дали текст...). Все железнодорожные сцены с попутчиком (Юрий Степанов) просто лишние – ничего они фильму не добавляют, только тормозят. Я бы предпочел, чтобы между первой (войной) и второй перерывчик был небольшой. Потому, что как раз обе войны сняты мастерски и совершенно в разной манере, предельно контрастно. Я думаю контраст между тяжелыми под документ сценами из жизни заложников и рабов и лихими под боевик сценами освободительного похода был сделан сознательно, подчеркивает абсолютную позорную безнадегу первой войны и мечту о быстром завершении второй. А соединяет сшивает две части визуальной иглой образ горной реки (купание Ингеборги Дапкунайте и сплав на плоту, так в первой части закалились, что во второй их пули не берут). Ингеборга этому фильму нужна только для этой сцены, Сергей Бодров, все равно неузнаваемый в роли тяжелораненого капитана, нужен только ради символической отсылки к «Брату 1,2». Роман англичанки и русского чуть намечен (Дапкунайте и Бодров сыграли бы, но фильм не о них). Основная смысловая нагрузка и главные актерские удачи у двух антиподов - чеченского полевого командира Аслана Гугаева (Георгий Гургулия) и русского солдата Ивана Ермакова (Алексей Чадов). Их разговор в первой части фильма (о волках и овцах) задает смысловую рамку и фильму и войне.

Фильму уже больше 15 лет и война давно закончилась и стала забываться (посмотришь и словно вернешься в то время, потом полночи не спишь). Забывается и отношение к войне в нашем киносообществе, очень поучительно читать, что написали тогда о фильме критики, особенно всезнающие и самоуверенные:

"время "Кавказского пленника" ушло навсегда, примирение уже невозможно. Поэтому Балабанов так настаивает на слове "война" и отказывается признавать, что дела на Кавказе "идут на лад". Это как минимум честно, и если уж "Войну" клеймят за идеологическую программу, то "Останкино", ласково рапортующее о редких "вспышках экстремизма", достойно презрения в высшей степени. [...] ...

Что до миросозерцания, то "Война" в итоге остается фильмом абсолютно антивоенным. Чем больше удовольствия получают от беззакония и убийств его герои, тем большую неприязнь они вызывают. Чеченцы в фильме представлены злодеями, но образ главы "незаконного формирования" Аслана остается одним из самых сильных, драматичных и убедительных в картине, особенно в сравнении с центральным героем Иваном
» (Долин А. A la guerre как на войне // ИК. 2002. №7)

Останкино то оказалось право, примирение оказалось возможно, а «достойна презрения» неприязнь к своим и восхищение работорговцем из незаконного в кавычках формирования.

Ровно через шесть лет после премьеры фильма на стадионе в Грозном состоялся матч регулярного чемпионата России по футболу (я это запомнил как событие знаковое), еще через год был «отменен приказ, объявляющий территорию Чеченской республики зоной проведения контртеррористических операций". Но эта война была гражданской и хотя чья сторона взяла верх всем ясно, дня победы у нее нет. И это правильно. В гражданских войнах победителей не бывает.

Вот и в фильме есть очевидная военная победа, но нет счастливого конца. Если не считать музыки - на начальных титрах песня ваххабитов, на финальных песня Бутусова «Звезда».
Англичанин Джон (актер игравший Гамлета, жених Ингеборги-Офелии, в первой войне товарищ по несчастью Ивана и его брат по оружию во второй войне) снял фильм. На основании этого фильма Ивана обвинили в убийствах, он сидит в камере в ожидании суда, беседует с журналисткой и в конце говорит «было бы прикольно посмотреть этот фильм». Почему мы должны смотреть чужие фильмы о нашей войне, подумал Балабанов и снял наш фильм.

Хорошо сказано - «Что касается неполиткорректности, она в том, что война снята с точки зрения русских участников конфликта. В чем в чем, но в пацифизме Балабанова не упрекнешь. И если он не выступает с позиции армии и государства, то лишь потому, что ни та, ни другое балабановским критериям не отвечают, и их роль берет на себя мифологический герой-одиночка».
(Андрей Плахов)
Tags: кино
Subscribe

  • Медвежья ирония

    . «МЕДВЕДЬ», В.Панков, ЦДР, Москва, 2019г. (7) Сложено из трёх слоев по-медвежьи – грубо и крепко (не так как легкие стулья в доме у вдовушки…

  • Открыл Чеховский фестиваль

    . «ФОЛИЯ», М.Мерзуки, "Поль ан Сен", Франция, 2018г. (8) Постановщик нам известен (по спектаклю "Пиксель"), почерк узнаваем. Хип-хоп, как…

  • Бесплодье умственного тупика

    * «ГАМЛЕТ. КОЛЛАЖ», Р.Лепаж, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2013г. (10) Посмотрел трансляцию в кинотеатре. Первый раз смотрел со второго ряда бельэтажа…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments