Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

Утопия

.
"ОКРАИНА", П.Луцик, Россия, 1998г. (10)

По следам обсуждения самых выдающихся российских фильмов ( https://lev-semerkin.livejournal.com/740870.html ) начал заполнять пробелы. Этот фильм надо смотреть обязательно, даже стыдно стало, что я его пропустил в свое время. Но тогда в 90-е я совсем не смотрел наше кино, возвращение интереса к отечественному кино началось с «Возвращения» Звягинцева, уже в новом веке.

Крутейший замес из всего «нашего».
Все советское кино сразу – от 20-х Довженко, Пудовкин, Эйзенштейн, от 30-х «Чапаев» и первая «Окраина», от 40-х «Радуга», от 50-х «Павел Корчагин», от 60-х «Первороссияне» и «Андрей Рублев», от 70-х «Восхождение». Ну и «Два капитана-2» напоследок. Все черно-белое, суровое, эпическое.
Не только кино – литература от Пушкина, Некрасова и Блока через Платонова до Пелевина, Сорокина и Прилепина. И не только литература, не только искусство и культура, а то что под ним и над ним, то, что называется скрепы, почва и судьба, небо славян, течение лавы под тонкой коркой культуры. При этом предельная изощренность условности сочетается с предельной простотой и прямотой высказывания. Постмодерн, модерн и архаика вместе, причем постмодерн не является определяющим. Кино цельное, из одного куска – такие ракурсы, такие лица (Дубровин, Олялин, Пушкин, Маркова, Ванин, Степанов ), такая музыка. Фильм не горизонтальный, вертикально-интегрированый - много этажей, можно оставаться на одном и получить цельное впечатление, можно с этажа на этаж переходить (фильм монохромный, но не монотонный, язык киноповествование все время меняется).

Кто-то поржет от души (жанр фильма определяют как «комедия» с различными приставками – геополитическая, эпическая, пародийная), кто-то испугается не на шутку (оказывается, фильм даже призывали запретить за «фашизм»), кто-то будет дегустировать красоту игры, ход за ходом, кто-то (как критик Плахов) увидит языческий ритуал «похороны советского кино» – и все окажутся правы и все окажутся адекватными зрителями и получат свою часть авторского месседжа.

А кто-то, как я, замрет в восхищении, «как перед вечною загадкою».
Смешно мне не было.
Похороны сейчас из 2017-го кажутся уж вовсе преждевременными, скорее уж предчувствие скорого воскрешения.
Пугаться тут совершенно нечего, русский бунт в данном случае это всего только «минус прием», показано то, чего нет в реальности. О реальности же прямым текстом сказано - "Человек как животное, как особь устал от тысячелетней жизни. Ослаб и изнежился. И работать, и воевать ему более не в радость". Редкий случай, на самом деле, в фильме сценариста почти всё время говорит изображение, а тут понадобилось сформулировать словами. Фильм показывая силу (вспоминая о силе, мечтая о силе, воспроизводя на экране изобразительную силу советского кино) указывает на слабость. Примерно в те же 90-е годы Вадим Кожинов очень точно указал на принципиальную разницу двух русских революций 20-го века. Революция 1917 случилась от избытка силы, котел разорвало изнутри, а революция 1991 от слабости, внутри котла образовалась пустота.

О фильме очень много написано и очень интересно все это читать. Многие разгадывали и многое разгадали.
Но некоторые сорвались.
Самый нелепый отклик на фильм у Аннинского, он упрекнул бессмысленный и беспощадный русский бунт в ... бессмысленности:

А то ведь в финале, когда, подпалив Москву, наши правдолюбцы возвращаются домой и, ликуя, пашут землю родимую — что же это они на трактора садятся? Бензин у них откуда?
Словом, общее ощущение, что мне морочат голову...


Ну да как-то нелогично получается, неправильно.
Я даже больше скажу, «ликуя, пахать землю родную» не получится не только без бензина, но и без Москвы. Окраине не прожить без центра, собственно она потому и окраина. А в центре в сталинской высотке сидит такой же мужик с окраины, их земляк.

Но это же не Луцик морочит голову Аннинскому, это ему мужики и их мужицкая правда голову морочит. Первая же фраза титров - «Неправильный у истории ход…». А в финале ход у тракторов правильный. Но это утопия она логике не подчиняется.
Tags: кино
Subscribe

  • Народный артист СССР

    . «Уходят наши, вот еще один ушел навсегда» Уходит эпоха "народных артистов СССР" — Бельмондо, (Жан Марэ, Луи де Фюнес), Делон, Ришар, Депардье.…

  • Дуракам везет

    . “ПОСЛЕ ПРОЧТЕНИЯ СЖЕЧЬ”, Бр.Коэны, США, 2007г. (5) Следовало бы назвать «ПЕРЕД прочтением сжечь», потому что это комедия. Умная,…

  • Феллини: 100 лет и 12 лет

    * Сегодня отмечают 100-летие Феллини. С 1954 по 1965 год, когда выходили на экраны его самые великие фильмы (последовательно «Дорога», «Ночи…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments