Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

Золотая клетка

*
Вдогонку к итогам кино-театрального сезона отклик на самый «темный» спектакль программы.

"НИЧЬЯ ЗЕМЛЯ", Ш.Матиас, Англия, 2013г. (7)

В первый раз за все время трансляций драматических спектаклей в программе Theatre-HD (а я их смотрю начиная с «Франкенштейнов») было чувство, что тебя пустили в святая святых. Показали английский театр для внутреннего употребления. Театр-для-себя. Интимный контакт со своей публикой, закрытый для иноязычных.

Текст пьесы Гарольда Пинтера это почти поэзия – игра слов труднопереводимая на другие языки и труднопонимаемая людьми другой культуры. Поставлено совершенно без подсказок, без указателей, без явных режиссерских приемов. Режиссура более космополитична, чем литература, современный невербальный театр можно смотреть и не зная языка, а здесь почти все выражено через речь (интонация, акцент, игра разных слоев лексики – социальных, культурных, географических). А тут еще и главные герои – поэты, два старых поэта (преуспевший и непреуспевший).

Успеху постановок пьес Пинтера на русской сцене («Сторож» Погребничко и Бутусова, «Предательство» Мирзоева) очень способствуют актеры, которые присваивают текст и русифицируют своих героев, раскрашивают драматургический контур (Прохоров, Фурман, Суханов, Мерзликин). Тем сложнее (и интереснее) смотреть аутентичного Пинтера. Он выглядит нераскрашенным. Может быть для своего зрителя это и не так, главные роли исполняют легендарные актеры (Иэн МакКеллен и Патрик Стюарт) они вносят в спектакль свою актерскую биографию - то, что иностранец, который видит их в первый раз, просто не замечает.

Завязка пьесы повторяет «Сторожа» - хозяин приводит к себе домой гостя, случайного знакомого. Это ведь очень простая пьеса, сказал один из актеров на обсуждении. И действительно, не стоит разгадывать ее как кроссворд. Не стоит расшифровывать сюжет, здесь не рассказывают истории. Той информации, что лежит на поверхности – достаточно. И все темы лежат на поверхности, автор, а за ним актеры импровизируют на темы: богатый и бедный, господин и слуги, свои и чужой, литературные фантазии и реальность, сила разума и слабоумие, одиночество человека, забравшегося на вершину.

Очень хорошо, что в трансляцию включили и обсуждение спектакля, встречу актеров со зрителями. Это добавило еще больше интимности. Чувствуешь себя посторонним, но при этом приятно радуют моменты совпадения. В антракте подумал, что исполнителей главных ролей хорошо бы поменять местами или меняться ролями, как это было в «Франкенштейне». После спектакля заговорили именно об этом (режиссер и актер объяснили, почему этого не стоило делать в данном случае). Вспомнили о репетициях в Нью-Йорке (спектакль шел на Бродвее) и упомянули психиатра Оливера Сакса, того самого что написал «Человека, принявшего жену за шляпу».
Tags: theatrehd, театр
Subscribe

  • Что им Гекуба?

    . «КЛЯТВЕННЫЕ ДЕВЫ», А.Золотовицкий, ЦДР, Москва, 2018г. (2) Не срослось. Первая проблема – материал. Похоже, что эта «гекуба» - история семьи…

  • Идеальный муж умер, да здравствует муж еще более идеальный!

    . «НА ВСЯКОГО МУДРЕЦА», К.Богомолов, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2021г. (9) Спектакль очевидным образом наследует «Идеальному мужу» (2013-2021), в…

  • Васисуалий Самгин

    . «ТОВАРИЩ КИСЛЯКОВ», А.Калинин, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, СПб, 2020г. (6) Не буду оригинален, Иван Трус – грандиозный актер! Может всё - от острого…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments