Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

«Король Лир» глазами короля Лира.

*
«КОРОЛЬ ЛИР», Ю.Бутусов, «САТИРИКОН», Москва, 2006г. (8)

По сюжету пьесы король Лир сходит с ума во время бури. В трактовке Бутусова безумие, как заразная болезнь, распространилась на всех персонажей, на всю пьесу, оттуда перешло на сценографию и наконец охватило всю постановку целиком.

Лир безумен с самого начала, безумным было его решение разделить страну между тремя дочерьми. Это привело к гибели страны, к гибели семьи, к гибели всех трех дочерей. В своем безумии Лир (и режиссер) даже не видит разницы между тремя дочерьми Лира. По сюжету Корделия во всем противоположна Гонерилье и Регане, в спектакле эта стройная логика теряется, все персонажи погружены в хаос и этим уравнены.
У пьесы Шекспира очень стройная конструкция: две сюжетные линии – главная (судьба семьи Лира) и побочная (судьба семьи Глостера) – искусно переплетены и отражаются одна в другой, характеры почти всех персонажей сильно меняются – в начале пьесы они не таковы как в конце, каждый проходит свой путь.
Хаос, царящий в спектакле, разрушает связи, разрушает последовательность. Персонажей корежит в сцене бури (отличная работа звукорежиссера, снова, уже в третий раз после «Кьоджинских Перепалок» и «Трехгрошовой оперы» восхищаюсь работой Сергея Лебедева). Потом они несколько раз бросают действие, берут в руки по метле и начинают мести пол.
Многие сцены поставлены и многие персонажи присутствуют на сцене только потому, что написаны автором, для этого спектакля они не обязательны, впрочем для производства беспорядка сойдут любые сцены и образы, почему бы не эти.

Выстроить роль в хаосе удается далеко не всем актерам. Во-первых, Аверину (Эдмонду). Он нашел источник хаоса в иррациональной глубине человеческой натуры, в безумной воле к обладанию. В подобном ключе сыграла и Дровосекова (Гонерилья), у нее роль меньше, бьет в одну точку, но очень сильно.
И, конечно, Райкин, как всегда на высоте – вкусно играет, но почему то жаль, что ему досталось сыграть Лира именно в этом спектакле, где важен только внешний рисунок.

Наиболее интересно поставлены узловые сцены:
– первая. Дележ королевства, представление Лира – заросшего густой бородой карлика. Карлик с явной манией величия вышагивает по столу - самый яркий образ этой сцены и ключ к Лиру. Созерцатель на театральном форуме очень точно определил корень безумия - Лир оказывается НЕ ВЛАСТЕН. Над природой в сцене бури. Над человеческой природой, когда рассчитывает, что дочери будут любить отца сильнее, чем мужа.
- последняя. Долгое, как в спектаклях Некрошюса, оплакивание мертвых дочерей. Лир не прозревает, он продолжает безуспешные попытки противостоять природе.
А между этими двум сценами - череда сцен зрелищных и бессвязных.

Также бессвязна и декорация, она распадается прямо во время спектакля. В первом действии сцена полуобнажена, во втором действии - обнажается окончательно.
И самый сильный образ спектакля находится в декорации – к задней, кирпичной стене сцены прислонен большой фрагмент картины (к сожалению не опознал какой) - женское лицо эпохи Возрождения. Это – точка отсчета, это ослепительно белая точка, без которой, по закону контраста, окружающая чернота не может быть абсолютной. Это проблеск разума, который подчеркивает трагичность безумия.

=======
второй отклик - http://lev-semerkin.livejournal.com/394295.html
Tags: Бутусов, театр
Subscribe

  • Что им Гекуба?

    . «КЛЯТВЕННЫЕ ДЕВЫ», А.Золотовицкий, ЦДР, Москва, 2018г. (2) Не срослось. Первая проблема – материал. Похоже, что эта «гекуба» - история семьи…

  • Идеальный муж умер, да здравствует муж еще более идеальный!

    . «НА ВСЯКОГО МУДРЕЦА», К.Богомолов, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2021г. (9) Спектакль очевидным образом наследует «Идеальному мужу» (2013-2021), в…

  • Васисуалий Самгин

    . «ТОВАРИЩ КИСЛЯКОВ», А.Калинин, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, СПб, 2020г. (6) Не буду оригинален, Иван Трус – грандиозный актер! Может всё - от острого…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments

  • Что им Гекуба?

    . «КЛЯТВЕННЫЕ ДЕВЫ», А.Золотовицкий, ЦДР, Москва, 2018г. (2) Не срослось. Первая проблема – материал. Похоже, что эта «гекуба» - история семьи…

  • Идеальный муж умер, да здравствует муж еще более идеальный!

    . «НА ВСЯКОГО МУДРЕЦА», К.Богомолов, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2021г. (9) Спектакль очевидным образом наследует «Идеальному мужу» (2013-2021), в…

  • Васисуалий Самгин

    . «ТОВАРИЩ КИСЛЯКОВ», А.Калинин, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, СПб, 2020г. (6) Не буду оригинален, Иван Трус – грандиозный актер! Может всё - от острого…