Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

Agnus Dei, qui tollis peccata mundi, miserere nobis

*
”МИЛОСЕРДИЕ ТИТА”, П.Селларс, ЗАЛЬЦБУРГСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ, 2017г. (10)

Тандем Курентзис/Селларс в третий раз предлагает собственную композицию классических музыкальных произведений. Проект «Иоланта/Персефона» я не видел (совместная постановка театра Реал и Большого театра до Москвы так и не доехала).
«Королева индейцев» была совершенна и очень гармонична.
«Милосердие Тита» вышло столь же впечатляющим, но не столь гармоничным.

Селларс с драматургом Руисом далеко задвинул либретистов Маццолу вместе с Метастазио.
Месса «победила» оперу (звучит Kyrie eleison и шаблонная музыка оперы-сериа выглядит совсем легковесно).
Хор потеснил солистов и вышел в главные герои (он был более выразителен, и более содержателен, и более музыкален).
Суровая реальность 21-го века вытеснила античную любовную историю на периферию спекакля (при этом современный хор стал античным театральным хором).
Скорбь по жертвам насилия потеснила любовные страдания. Но зато самое главное – милосердие - не только осталось на месте, но возвысилось.

Милосердие Титина

Четверо молодых героев оперы – молодые патриции и патрицианки - в такой осовремененной и лишенной любовной интриги трактовке выглядят четверкой друзей, студентов, активистов. Гипотетическая «молодая оперная публика», которую хотят привлечь в зал современные режиссеры и интенданты,озабоченные старением аудитории, увидит в них себя. И не важно, кто какого пола, певиц можно было и не переодевать в мужское платье, или одеть всех в унисекс. Сеста или Секст, Сервилия или Сервилио, Виттелия или Виталий, Анио или Аня – какая разница. Важно, что они противостоят властям (два оставшихся героя император Тит и префект Публий) и их активизм от протеста против насилия перешел к насилию и дошел до терроризма. При всем при этом, властям нужно проявить милосердие, ведь онижедети. Молодой политически ангажированный режиссер-активист Кобялин так бы и поставил, но в спектакле Селларса нет подобного политического измерения.

Miserere

И постановку Мартина Кушея 2003 года в том же зале и с тем же осовремениванием через теракты (http://lev-semerkin.livejournal.com/89160.html) Селарс опровергает, у него противоположный посыл, не циничный («милосердие» императора заключено в кавычки, иррационально - хочу милую, хочу казню), а возвышенный – и над всеми персонажами и над великодушием оперного императора.
Во втором акте Тит и Секст уравнены белыми одеждами и приготовлением к смерти. Один закован в кандалы, другой прикован к больничной кровати. Трубки к поясу шахида срифмованы с трубками в вену.
Здесь не о помиловании речь. Здесь милосердие не политическое, а религиозное. Не просьба, а мольба. Не к правителю, а к Богу.
Tags: опера, театр
Subscribe

  • Что им Гекуба?

    . «КЛЯТВЕННЫЕ ДЕВЫ», А.Золотовицкий, ЦДР, Москва, 2018г. (2) Не срослось. Первая проблема – материал. Похоже, что эта «гекуба» - история семьи…

  • Идеальный муж умер, да здравствует муж еще более идеальный!

    . «НА ВСЯКОГО МУДРЕЦА», К.Богомолов, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2021г. (9) Спектакль очевидным образом наследует «Идеальному мужу» (2013-2021), в…

  • Васисуалий Самгин

    . «ТОВАРИЩ КИСЛЯКОВ», А.Калинин, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, СПб, 2020г. (6) Не буду оригинален, Иван Трус – грандиозный актер! Может всё - от острого…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment