Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

Пьяные

*
”КТО БОИТСЯ ВИРДЖИНИИ ВУЛФ?”, Д.Макдональд, Англия, 2017г. (10)

Очень подробная (три действия, два антракта, три с половиной часа) и очень тщательная постановка пьесы Эдварда Олби. Лучшая из четырех, что я видел. И первая, в которой становится ясен смысл названия. Не просто как игра слов (от диснеевского «Who’s afraid of big bad wolf?», поросята-интеллектуалы заменяют "big bad wolf" на "Virginia Woolf"), но как идея пьесы. Причем пьесы нисколько не абсурдистской. То, что в предыдущих постановках казалось темным и списывалось на абсурд, оказалось недоработкой режиссера и актеров.
Пьеса оказалась вполне реалистической – каждая реплика обснована, каждое действие имеет внятный мотив, ничего случайного - и название и место действия и симетричный набор персонажей, и первый и второй план выстроен очень точно.

Песенка-заглушка применяется в спектакле несколько раз и точно по смыслу – чтобы не слышать неприятное. Люди боятся посмотреть правде в глаза, взрослые, университетская профессура, мозг нации, ведут себя как диснеевские поросята. Они закрываются от правды, потому, что правда неутешительна. Смотреть правде в глаза можно только в подпитии, пьянство это не только утешение, бегство от реальности (залить глаза, чтобы не видеть), но и наоборот - момент истины (развязывает язык). Точно так, как в недавней пьесе Вырыпаева. У пьяного на языке то, что у трезвого на уме (и не только на уме, но и в душе, в подсознании). Что именно? – Безнадега пустого, бесплодного существования.
Его неизданная книга, ее нерожденный ребенок.

В пьесе выражен глубокий и тотальный пессимизм автора. Он касается не только частного, частной жизни (человек, мужчина, женщина, пара, институт брака), но и всеобщего – страны, цивилизации Pax Americana (имена главных героев символично повторяют имена первого президента и его жены, а название университета Новый Карфаген указывает на аналогию не с Pax Romana, а с тупиковой ветвью цивилизации).
Пессимизм выражен и «женским», эмоциональным образом (отчаяние, крик Марты) и «мужским», рассудочным (Джордж - историк, его специальность не случайна, как не случайна специальность молодого гостя – биолог). Конлет Хилл очень подоробно, достоверно играет флегматичного умницу-неудачника (напоминает Павла Ильина – Лыняева из «Волков и овец» Богомолова). Все видит, все понимает и все равно втягивается в игру, в бессмысленную борьбу (мужского с женским, старого с молодым). Это борьба вдолгую, только в течении одной ночи проходит три раунда схватки. В первом раунде кажется, что он повержен, Марта (Имелда Стонтон) ведет себя активнее и укладывает его на обе лопатки, позитивный Ник (Люк Трэдуэй), кажется непробиваемым. А в финале третьего раунда Джордж проводит эфектный победный бросок. Только вот зачем ему эта маленькая победа, когда проиграли все.
Tags: theatrehd, театр
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments