Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

Кандидат

*
”КАРМЕН”, Д.Черняков, Экс-ан-Прованс, Франция, 2017г. (10)

Какое же несказанное удовольствие, смотреть постановку оперы «Кармен» и не знать, что произойдет на сцене в следующую минуту!

И при этом чувствовать, что музыка все равно берет верх, оказывается важнее слова, костюма и действия, в конечном итоге всё будет именно так, как написано композитором. А всё остальное – периферия, мелочи, детали, которые только обостряют, освежают, перезапускают зрительское внимание.

Смотрел запись с чистого листа, отклики в прессе прочитал уже после просмотра. Французского языка совсем не знаю, поэтому ключевую вводную сцену, целиком сочиненную режиссером, понял по-своему, поневоле опираясь только на зрительные впечатления и получилось так, что зритель повторил путь режиссера, сделал с либретто Чернякова то же, что Черняков сделал с либретто оперы – пересочинил. Если режиссер «право имеет» (не тварь, дрожащая от пиетета перед классикой), то и зритель имеет право сочинить спектакль.

Было сразу понятно, что главный герой спектакля участвует в ролевой игре, но вот с какой целью? Мне показалось, что это какой-то бизнес-тренинг или испытания. Герой молод и производит впечатление чужака, простака, мужлана (национального или социального мигранта), его сюда приводят (видимо жена, она тоже из чужих, но значитально лучше вписана в стандарт, корни проявляет как раз когда играет, в дальнейшем она будет играть за Микаэлу и эта роль окажется ей близка).
Поначалу герой участвует в игре без особого увлечения, с циничной усмешкой примеряет на себя образ Хозе, выглядит любителем среди професионалов и явно не в своей тарелке, не уверен в себе, скрывает это под бравадой.
Да и весь спектакль «Кармен» разыгрывается понарошку. Исполнительница заглавной роли прибегает в последний момент, как раз к своему выходу и образ роковой красотки успевает разве что слегка обозначить. В дальнейшем окажется, что это ее опоздание существенно, она самый безалаберный участник этой команды профессионалов и следовательно самый живой.
В первых сценах одна только «Микаэла» старается (очень старательная правильная девушка и выглядит идеально и если уж за что берется … потому и добивается успеха и хочет, чтобы муж соответствовал).

А вот потом «Хозе» включается в игру - то ли от скуки, а скорее всего из-за обнаруженого совпадения характера и положения персонажа со своим собственным. Прорывает его только в сцене в таверне во время арии о цветке. Тут и настоящий оперный голос прорезается и проявляется страсть оперного Хозе. Актерский, драматический талант Майкл Фабиано проявляет сразу, с первого же выхода – выдающаяся полнокровная драматическая роль, очень подробный психологический рисунок, но с этого момента и вокал впечатляет.
Звездный час актера наступает после антракта, начало 3-го действия, музыкальная картина природы и это звездный час режиссуры Чернякова. Герой один на сцене, никаких «дремлющих гор», эти нежные флейты выводят мелодию у него в душе, в голове этого Калибана звучит чужая музыка. Он затыкает уши, он бьется головой о стену, но так и не может выбить, вытрясти эту музыку из своей крепкой черепной коробки. Коготок увяз, «Хозе» начал играть всерьез и эта вовлеченность становиться роковой. Он заигрывается и срывает испытания. Слишком цельный, слишком живой, слишком грубый, слишком человечный. Ему подыгрывают профессионалы, он чувствует, они работают. Только Кармен в карточной арии 3-го действия предчувствует, что игра далеко зашла (и даже просит тренера ее отпустить). На этой арии и Стефани д'Оустра распевается по-настоящему.

Тем временем на сцене появляется еще один кандидат, следующий. Черняков эффектно рифмует действие, повторяет мизансцену за мизансценой и Хозе-1 смотрит теперь уже со стороны на процедуру приема Хозе-2. Хозе-2 это дубль Хозе-1, но попроще, он проходит испытание и получает приз, его поздравляют, вручают букет цветов. Хозе-1 раздавлен, остается вне их приличного круга, вне корпорации, но женщины (и Кармен и Микаэла) остаются с ним, а не с победителем. Настоящие женщины любят отверженных. И зрители тоже. И режиссер тоже (Черняков всегда примеряет главного героя на себя).
Tags: Черняков, опера, театр
Subscribe

  • Старинный снимок (1911-1912 год, примерно)

    . Пополнение семейного фотоархива – от петербургских родственников. Замечательный снимок, можно картину сделать и на стену повесить. Ян Янович…

  • Мама

    . Сегодня 90 лет со дня рождения. Три фотографии, самые ранние (недавно раздобыл у родственников): 1949 год, Камышин. 1945 год, Иркутск.…

  • Бессмертный полк

    . Очень своевременно раздобыл две военные фотографии родственников Старший лейтенант медицинской службы Гребенщикова Валентина Михайловна…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments