Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

886, 887, 888, …

*
”887”, Р.Лепаж, EX MACHINA, Канада, 2015г. (10)

Второй случай полного отключения времени на нынешнем Чеховском фестивале. Первый был на Тьере и это был театральный гипноз (сюрреалистический поток образов, монтаж цирковых аттракционов). А у Лепажа никакого гипноза, полная ясность сознания, рассказ о собственной жизни (детство, родители, соседи), вполне реалистическое повествование от первого лица с театральными иллюстрациями и ироничным подведением итогов.

Начинается незаметно, вроде актер с вышел с предисловием и потом оказывается, что актер уже играет, спектакль уже идет там на сцене.
И также незаметно потом отключается время и вновь исчезает четвертая стена. В первый момент актер обращался в зал и он сохраняет эту интонацию рассказа зрителям до самого конца и даже усиливает ее в диалогах с мнимым собеседником-гостем (зритель который уже принял правила игры и стал адресатом невольно подставляет себя на место гостя, рассматривает квартиру и слушает ее хозяина) и потом во время сцены в баре, когда садится к залу спиной и сам становится зрителем, а значит и зритель подставляет себя на место посетителя. История вполне рядовая, частная, жизнь любого человека может стать предметом такого интересного, захватывающего рассказа, если ее раскажет театральный гений. Это не жизнь гения, это жизнь рассказанная гением. Жизнь человека своего времени, своей страны, своего социального слоя, рядового представителя и именно тем и интересного – левизной, национализмом, комплексом ущербности и комплексом исключительности. Детство, впечатления, формирующие личность. Внешняя рамка, платформа, ярче всего выраженная в программном стихотворении "Speak white" - так чувствовали, так думали люди того поколения. Индивидуальное, собственный творческий путь остается за пределами повествования.

Интерес содержательный дополняется интересом театральным: быстрая смена приемов и масштабов. Сочетание разных приемов и разных масштабов в одной сцене. Кукольный театр, видеопроекция, слайды и киноцитаты, театр теней. И все так спокойно, не аттракционно, совершенно без нажима. Театральная форма - служанка для рассказчика.

Ровная повествовательная ткань прорывается в двух музыкальных эпизодах и тогда сердце замирает, а душа раскрывается. Два эпизода отражают англо-французскую двойственность героя, жителя Квебека. Первый - когда пела Нэнси Синатра, а ты вспоминаешь песни своего детства (скажем, Майю Кристаллинскую), временнАя дистанция делает популярные песенки чем-то бОльшим.
Второй - когда сосед играл ноктюрн Шопена. Классическая музыкальная культура превращает воспоминания памяти в нечто бОльшее, в воспоминания души.
Tags: Лепаж, ЧехФест, театр
Subscribe

  • Медвежья ирония

    . «МЕДВЕДЬ», В.Панков, ЦДР, Москва, 2019г. (7) Сложено из трёх слоев по-медвежьи – грубо и крепко (не так как легкие стулья в доме у вдовушки…

  • Открыл Чеховский фестиваль

    . «ФОЛИЯ», М.Мерзуки, "Поль ан Сен", Франция, 2018г. (8) Постановщик нам известен (по спектаклю "Пиксель"), почерк узнаваем. Хип-хоп, как…

  • Бесплодье умственного тупика

    * «ГАМЛЕТ. КОЛЛАЖ», Р.Лепаж, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2013г. (10) Посмотрел трансляцию в кинотеатре. Первый раз смотрел со второго ряда бельэтажа…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment