Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

Танцы на праздник урожая

*
”СОН ОБ ОСЕНИ”, Ю.Бутусов, ТЕАТР им.ЛЕНСОВЕТА, СПб, 2016г. (9)

Сон – скандинавский. В начальной точке Бергман, в конечной Мунк.
Точки не соединены прямой линией, между ними спектакль нелинейный, рваный. Состоит из кусков драматической семейной истории (диалогов и монологов) и бессловесных сновидений. Сочетание вполне скандинавское, можно вспомнить «Игру снов» Стриндберга или сюрреалистические эпизоды у Бергмана. И вполне бутусовское, можно вспомнить не только восемь снов «Бега», но и любую постановку классической пьесы, повествовательную ткань режиссер всегда режет и кроит по-своему, прослаивая пластическими этюдами.

Соло. Крики и шепоты одной жизни

Драма главного героя короткая и простая. Разорванные куски зритель легко может склеить и восстановить примерную последовательность событий, событий там немного – в настоящем случайная встреча на кладбище, в прошлом – похороны бабушки.
Но при этом она очень насыщена психологически. В простых отношениях мужчины с его женщиной, его женой, его сыном, его матерью открываются бергмановские бездны и главная удача спектакля и его главное открытие – исполнитель главной роли (Виталий Куликов). Такой психологически-достоверный, открытый, с подробной мимикой неврастеник и вместе с тем отточенный пластический рисунок - белый клоун на арене цирка.

Первый монолог спокойно в микрофон, почти шепотом, поток сознания – полюс психологический. Последний кадр, крик – полюс пластический. Между ними жизнь, которую он собирает из осколков, которая уже прожита – осень, пора собирать урожай. И тут важно, что это не последняя осень, это первая осень. Куликов играет человека совсем еще не старого, он не отживший, он живой и потому крик острее, не о прошлом (уже не вернешь), а о настоящем (как жить).

Между двумя точками мог бы быть моноспектакль, по большому счету никого не нужно, только белые огни по кругу и черные воздушные шары, в центре круга горка земли (из песочницы, из могилы), над ареной дорожка из прожекторов-уличных фонарей, еще выше – темнота, сумрак ночи, скопление черных шаров, грозди воспоминаний, черных мыслей.

Дуэт

Но это все-таки не моно-герой. Главная его проблема – не отношения с самим собой, а отношения с другими, мы ничего не знаем о его профессии, хобби, друзьях, о его комплексах и т.п.
Главная из «других» - женщина. Дуэт Куликова и Муравицкой – вторая бесспорная удача.

Сцена их встречи насыщена подробностями, мелочами, нюансами - в нескольких словах диалога, интонациях, паузах открывается бездна отношений (долгого опыта жизни вместе и врозь, когда и вместе не могут и врозь не могут). Он светлый, открытый, она темная, закрытая (женщина для Бутусова - существо загадочное). Он мягкий и пластичный, голос чистый, она жесткая и голос хриплый. Они дополняют друга друга, они так интересны друг другу, два магнита разных полюсов (притяжение, а чуть повернешь – отталкивание). Сцена на кладбище это заявка на полноценный спектакль-дуэт, сцены супружеской жизни.

Квартет

Но дуэт не состоялся. У нее нет прошлого (Муравицкая играет женщину с историей, но подробностей мы не знаем, только следы на лице). У него есть прошлое и оно мешает, тяготит (черные пятна совести).
Прошлое вторгается в спектакль снами (танцами под такую типично бутусовскую музыку), снов много и они пожалуй избыточны, а в конце образуют несколько ложных финалов.
В снах действует уже квартет. В снах появляются еще двое - его бывшая (Лаура Пицхелаури - такая неинтересная тетка, так непохожа на его женщину, зато похожа на его мать, два живых упрека) и его сын (третий живой упрек главного героя, к сожалению у Сергея Волкова есть ходули, острый платический рисунок, но почти нет текста и полноценного дуэта отца и сына нет, только картинки-иллюстрации слишком линейные).
В прошлом – двое под одним зонтом (счастье было возможно, но магнитное поле выталкивало их из-под зонта в разные стороны).
В прошлом – четверо за одним столом, ад совместной жизни (сюрреалистическая застольная сцена с взрывающимися черными виноградинами, один из лучших «снов осени»).


На поклонах после спектакля квартет исполняет блюз - грустный, даже отчаянный. Блюз это когда хорошим людям плохо друг с другом.

Человек бежит по дороге, вперед, вперед, к будущему, к другому человеку, мелькают огни и сворачиваются в круг, бег по кругу и не вырваться. Ноги подкашиваются, музыкальный ритм держит его еще какое-то время , но он все-таки падает и руками растягивает лицо. Не в улыбку, как у дяди Вани Туминаса, а в крик.
Tags: Бутусов, театр
Subscribe

  • Медвежья ирония

    . «МЕДВЕДЬ», В.Панков, ЦДР, Москва, 2019г. (7) Сложено из трёх слоев по-медвежьи – грубо и крепко (не так как легкие стулья в доме у вдовушки…

  • Открыл Чеховский фестиваль

    . «ФОЛИЯ», М.Мерзуки, "Поль ан Сен", Франция, 2018г. (8) Постановщик нам известен (по спектаклю "Пиксель"), почерк узнаваем. Хип-хоп, как…

  • Бесплодье умственного тупика

    * «ГАМЛЕТ. КОЛЛАЖ», Р.Лепаж, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2013г. (10) Посмотрел трансляцию в кинотеатре. Первый раз смотрел со второго ряда бельэтажа…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments

  • Медвежья ирония

    . «МЕДВЕДЬ», В.Панков, ЦДР, Москва, 2019г. (7) Сложено из трёх слоев по-медвежьи – грубо и крепко (не так как легкие стулья в доме у вдовушки…

  • Открыл Чеховский фестиваль

    . «ФОЛИЯ», М.Мерзуки, "Поль ан Сен", Франция, 2018г. (8) Постановщик нам известен (по спектаклю "Пиксель"), почерк узнаваем. Хип-хоп, как…

  • Бесплодье умственного тупика

    * «ГАМЛЕТ. КОЛЛАЖ», Р.Лепаж, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2013г. (10) Посмотрел трансляцию в кинотеатре. Первый раз смотрел со второго ряда бельэтажа…