Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

Маячковский

*
Из петербургских впечатлений июня 2017 года.

”БАНЯ”, Н.Рощин, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, СПб, 2017г. (6)

Несатирический спектакль по сатирической пьесе.

Один в один, как написано, пьесу Маяковского сейчас вряд ли можно поставить. Ушел исторический, советский контекст. «Бюрократы тормозят энтузиазм масс, подгоняющих время» - бюрократы (чиновники) сохранились, это постоянная величина, а вот ни масс, ни энтузиазма уже давно не наблюдается.

Самое живое и интересное в спектакле – собственные режиссерские добавки и вмешательства в пьесу.
Добавки - в начале (кукольная интермедия - инсценировка самоубийства Маяковского) и в конце (альтернативный финал, мрачно-иронический - "бюрократы милей, чем коммунисты").
Вмешательства минимальны. Сокращена линия иностранцев, начало 3-го действия (выход персонажей после антракта и обсуждение только что увиденного) перенесено в начало. Перенос оправдан хотя бы тем, что спектакль идет без антракта.

Режиссер относится к тексту с уважением (и даже буквально, первая же ремарка «справа стол, слева стол» взята за основу сценографии).
А вот к автору без пиетета, отстраненно. Главная несовпадение - в тоне. У Маяковского горячая, перегретая энергия переустройства («эта проклятая Волга все еще впадает в Каспийское море?»). Пусть это энергия заблуждения, но она дает взгляд сверху, взгляд сатирический, с позиции силы. У Рощина такой энергии нет, все давно выгорело (во многом знании много печали). Живым остался только страх (перед чиновниками), а страх плохо сочетается с комедией. Когда по ночам снится вопрос «куда потратил государственные деньги?», тут уж не до смеха.

Страх этот и вызвал очень эффектную, натуральную сцену прибытия комиссии. Пространственное решение сцены, пауза, темп (суета Лысенкова-режиссера и медленное появление чиновников - снаружи, за стеклом служебного входа) – тут все сработало. Костюмы, фактура опознаются сразу - и грузный «Леонид Ильич» и сухой «Михаил Андреевич», яркие советские типажи. Ну и главное попадание – Коваленко-Победоносиков.

Бюрократ – главная мишень советской сатиры. Товарищ Бывалов, товарищ Огурцов. Товарищ Победоносиков должен был оказаться первым в этом ряду (написан в расчете на того же Игоря Ильинского – главного комика советской эпохи).

Коваленко очень хорошо играет, во всю мощь разворачивается, но играет он жестко, совсем без комических, сатирических красок (это не Ильинский, не мейерхольдовский условно-кукольный стиль, тут все натурально). При таком исполнении сразу понятно, что Победоносиков это же сниженная производная от Победоносцева. Маяковский заменил «нос» на «носик», посмеялся, хотя параллель между совбюрократом и охранителем самодержавия сама по себе пугающая. Рощин вернул этот испуг, зато понизил самого Маяковского. Это для Советских времен Маяковский был маяк (освещал путь в будущее), а сейчас – так, маячок (экспонат музея футуризма). Кукла Маяковского в интермедии поразительно смахивает на Коваленко-Победоносикова. Сходство не случайно. Причина самоубийства автора (запутался между Лилей-сукой и Викой-сукой) рифмуется с аналогичными проблемами Победоносикова с женой и стенографисткой.

Явление комиссии, Маяковский, марш энтузиастов – в начале спектакля одна интересная сцена следует за другой. А когда переходят к драматическим сценам из пьесы, становиться скучнее. Пластические иллюстрации чем дальше тем более банальны и напоминают Диденко. Выручает демонстрация технических возможностей новой сцены, игра уровней и пространств. Интерес к технике это точно соответсвует духу футуризма, где как не в «Бане» Маяковского показать работу механизма, но этот интерес холодный.
Тем неожиданее, тем острее финальная точка.
Маяковское «Время, вперед!» оборачивается стоп-сигналом (как шекспировское утопическое «О, дивный новый мир!» оборачивается названием антиутопии Хаксли).
Tags: театр
Subscribe

  • Что им Гекуба?

    . «КЛЯТВЕННЫЕ ДЕВЫ», А.Золотовицкий, ЦДР, Москва, 2018г. (2) Не срослось. Первая проблема – материал. Похоже, что эта «гекуба» - история семьи…

  • Идеальный муж умер, да здравствует муж еще более идеальный!

    . «НА ВСЯКОГО МУДРЕЦА», К.Богомолов, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2021г. (9) Спектакль очевидным образом наследует «Идеальному мужу» (2013-2021), в…

  • Васисуалий Самгин

    . «ТОВАРИЩ КИСЛЯКОВ», А.Калинин, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, СПб, 2020г. (6) Не буду оригинален, Иван Трус – грандиозный актер! Может всё - от острого…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments