Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

Поле битвы

*
”ЛУКРЕЦИЯ БОРДЖИА”, Д.Подалидес, КОМЕДИ ФРАНСЕЗ, 2014г. (10)

Перед спектаклем увидел идущего по Камергерскому переулку Джеймса Тьере – это оказалось очень хорошей приметой :)
Еще видел многих знакомых театралов, которые спектакль уже видели и пришли во второй раз. Как оказалось, правильно сделали. Если стоило какой-то из спектаклей Чеховского фестиваля смотреть несколько раз, то именно этот, лучший (к настоящему моменту) спектакль фестивальной программы.
Еще в кулуарах перед спектаклем поминали «Тайны мадридского двора» (спектакль Малого театра по пьесе Скриба), в качестве аналога. А вот с этим я не согласен категорически. С костюмно-исторической постановкой в филиале на Ордынке у спектакля Комеди Франсез мало общего - только внешние признаки, «костюмность» и «историчность». Виктор Гюго это все-таки не Эжен Скриб, за романтической интригой (прозрачной для всех, кроме простодушного героя пьесы Дженнаро) проступает высокая, классическая трагедия. И режиссура Подалидеса отнюдь не традиционная (умирающая в костюмах и воспроизведении сюжета пьесы).

Действие пьесы происходит в Италии – и в постановке задействованы самые высокие образцы итальянского искусства: итальянская живопись эпохи Возрождения, итальянская музыка XIX-го века и итальянская режиссура XX-го века. Стрелер здесь виден во всем, от первой до последней сцены, и в изысканной внешней форме, выразительных мизансценах на фоне грозового неба и в классической простоте и ясности содержательного плана.
Время действия - рубеж XV и XVI веков, высшая точка Ренессанса и одновременно самая низменная – эпоха Борджиа (отравителей и кровосмесителей), эпоха Леонардо и Маккиавелли, рождение человека нового времени, модель и образец для всей будущей Европы и всего мира. Человек сбрасывает внешние рамки - религиозные, национальные, сословные, семейные, профессиональные и остается в чем мать родила - сам-по-себе, человек-как-таковой, свободный индивидуум.

Тема задана в первом же большом монологе пьесы, к Дженнаро обращается Маффио, его брат-по-оружию (показательно, что эта приобретенная связь оказывается в пьесе сильнее родственных).

Ты носишь имя, которое тебе случайно дали. Ты не знаешь ни отца своего, ни матери… ты ни с чем не связан, тебя
не преследует рок, который часто по наследству тяготеет над знаменитыми именами. Ты счастлив! Не все ли тебе равно, что происходит, что произошло, - лишь бы достаточно было солдат, чтобы воевать, и женщин, чтобы наслаждаться.
Что тебе - история семейств и городов, тебе, у которого нет ни родного города, ни семьи? А для нас, Дженнаро, это все иначе. Мы вправе проявлять участие к страшным событиям нашего времени. Отцы наши и матери участвовали в этих трагедиях, и раны еще кровоточат в семьях почти у всех нас.


Дженнаро условный персонаж, романтический найденыш, взявшийся нитоткуда, простой и цельный, идеальный человек. Новый Адам Нового Времени. Точный выбор актера это подчеркивает, делает тему остросовременной. Гаэль Камилинди родился в Конго, вырос в Швейцарии, в труппу вступил только в этом году - это будущее французского театра.
В Le Monde его назвали Маленьким Принцем, свалившимся в Комеди Франсез с другой планеты.

Но более важен и интересен в спектакле другой свободный человек Ренессанса. Лукреция – противоположный полюс, человек переступивший через все, что только можно, свободный от любых моральных ограничений. Ее сердце – поле битвы добра и зла – расчищено.
Если Камилинди похож на восходящую звезду современного европейского футбола, то Эльза Лепуавр в роли Лукреции похожа на звезду балета – высокая блондинка без возраста с прямой спиной и нарисованным лицом маской (а Дженнаро единственный обходится без маски, актер играет своим натуральным живым лицом).

Материнское начало проявляет в закоренелой злодейке лучшие человеческие качества. Ее будущее открыто и зависит от неё самой. Ее воля свободна.
От человека можно ждать чего угодно, ничто не окончательно, никакие пути не закрыты. Вот таков человек, homo sapiens - все в себя вмещает и ничем не ограничен.

Нечасто (даже не могу сходу вспомнить примеры) в качестве такого homo sapiens в театре используется женский образ. Случай с «Лукрецией» Подалидеса уникален. Когда режиссеры хотят показать зрителям – вот человек, они берут мужчину, мировая драматургия предлагает широкий спектр подходящий мужских персонажей - от Эдгара в Короле Лире (или самого Лира) и Гамлета до Роберто Зукко.

В спектакле есть еще один Человек Ренесанса – самый реалистический, без художественных условностей. Дженнаро и Лукреция – драматургические модели, специально сконструированные Гюго.
Муж Лукреции, герцог д’Эсте – ближе к реальному прототипу. Самый изощренный герой пьесы и спектакля - эстетское поклонение античности и политический маккиавеллизм. Эрик Рюф появляется из темноты в дорогих одеждах, словно с портрета Тициана сходит на сцену (исторический герцог д’Эсте был выдающимся политиком, военным и покровителем искусств). Виртуозно написанный и сыгранный диалог герцога и Лукреции – лучшая сцена спектакля, мастер класс драматической дворцовой интриги.

В новом обществе все перепутано, иерархия порушена – положительный идеал это военный наемник, высокие нравственнные качества в нем воспитали представители самого «низкого» сословия - простые рыбаки. Люди благородного происхождения исповедуют макиавеллизм, церковь - средоточие самого беспринципного зла, папа Александр VI - глава клана Борджиа, а республика торгашей Венеция – остров справедливости.
Гюго – убежденный республиканец и это отражено в пьесе. Компания друзей венецианцев – коллективный герой, герой положительный и обреченный. Коллективный образ начинает спектакль, компания молодых людей на фоне гондолы под грозовым небом, будто выброшена на берег (вброшена в историю, я сразу вспомнил «Остров рабов» Стреллера). Все они погибают в финале, сцена "усеяна мертвыми телами". Погибает и Лукреция и Дженнаро. Нового человека в старом мире ждет трагическая судьба.
Впрочем, это дело случая. В пьесе и спектакле есть замечательно символичная интермедия «двое в черном перед домом Дженнаро» :

Первый. Ты что это тут делаешь, Рустигелло?
Второй. Жду, чтобы ты ушел, Астольфо. А ты что тут делаешь?
Первый. Жду, чтобы ты ушел, Рустигелло.
Второй. Кого тебе нужно, Астольфо?
Первый. Мужчину, который только что вошел в тот дом. А тебе кого нужно?
Второй. Его же. А на что он тебе?
Первый. Чтобы отвести его к герцогине. А тебе?
Второй. Чтобы отвести его к герцогу. И что же его ждет у герцогини?
Первый. Наверно, любовь. А у герцога?
Второй. Должно быть, виселица.
Первый. Как быть? Не может он в одно и то же время быть и у герцогини и у герцога, наслаждаться любовью и висеть на виселице.
Второй. Вот дукат. Сыграем в орлянку - посмотрим, кому он достанется.
Первый. Так тому и быть.
Второй. Если проиграю, просто-напросто скажу герцогу, что не нашел птички в гнезде. Дела герцога меня мало касаются. (Подбрасывает дукат.)
Первый. Решетка.
Второй (смотрит на упавшую монету). Орел.
Первый. Быть ему на виселице. Бери его. Прощай.
Tags: ЧехФест, театр
Subscribe

  • Три восковые персоны и два эффекта Кулешова

    . «БОЛЬШАЯ ТРОЙКА (Ялта-45)», А. Житинкин, МАЛЫЙ ТЕАТР, 2020г . (8) Начинается с документального кино. Прибытие Рузвельта и Черчилля в Ялту,…

  • Театрально-военные пятилетки (1956-2021)

    . Составлял список театральных спектаклей о Великой Отечественной войне, задумался в каком порядке расставлять, а алфавитном или по рейтингу…

  • Второй глоток

    . «ЛЮБОВНЫЙ НАПИТОК», В.Скворцов, ET CETERA, Москва, 2021г. (3) Второй спектакль смотрю по этой пьесе Питера Шеффера («Летиция и дурман»,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments

  • Три восковые персоны и два эффекта Кулешова

    . «БОЛЬШАЯ ТРОЙКА (Ялта-45)», А. Житинкин, МАЛЫЙ ТЕАТР, 2020г . (8) Начинается с документального кино. Прибытие Рузвельта и Черчилля в Ялту,…

  • Театрально-военные пятилетки (1956-2021)

    . Составлял список театральных спектаклей о Великой Отечественной войне, задумался в каком порядке расставлять, а алфавитном или по рейтингу…

  • Второй глоток

    . «ЛЮБОВНЫЙ НАПИТОК», В.Скворцов, ET CETERA, Москва, 2021г. (3) Второй спектакль смотрю по этой пьесе Питера Шеффера («Летиция и дурман»,…