Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

В. и М-р

.
Из петербурских театральных впечатлений этого лета.

”ВОЙНА И МИР ТОЛСТОГО”, В.Рыжаков, БДТ им.ТОВСТОНОГОВА, СПб, 2015. (9)

Можно ли уложить весь роман Толстого в два часа сценического времени? Ставили отдельные главы ("Война и мир. Начало романа" Фоменко), ставили отдельные сюжетные линии ("Княжна Марья" Посельского) - и то выходило значительно дольше.

Задача трудная, можно сказать формальная, «спортивная». Но если вывести за скобки вопрос, зачем это делать, то надо признать - Рыжаков и артисты БДТ задачу решили блестяще.
Налицо формальное театральное совершенство - хорошо (и при том оригинально) сделанная вещь!
Все очень непростые режиссерские приемы удалось воплотить на сцене в зрелищную форму, разыграть с ансамблем актеров. И все эти новые, специально придуманные правила игры очень гармонично между собой сочетаются, тут не случайный набор, а именно свод правил. Работа с текстом, выделение роли ведущего, хор остальных персонажей, играющее пространство, костюмы и грим. И даже видеопроекция он-лайн здесь не является простой данью моде (все делают, и я видеокамеру поставлю и экран повешу). Видеосьемка здесь особенная, индивидуальная, специально для этого спектакля искаженная, будто смазанная (крупный план, исповедь сквозь слезы). Искажения видео он-лайн точно сочетаются с так же искаженными цветами видеоинсталляций. С мест за креслами (второй ряд в зале БДТ очень удобный, над первым приподнятый, сидишь и сверху на все смотришь) было хорошо видно, что проекция цветовых пятен на задник временами как зеркало отражала зрительный зал, те же цвета, только мутные, смазанные. В эти моменты возникал цветовой эффект, обьединявший пространство сцены и пространство зала в одно целое, общий космос.
Помост из белых досок постепенно открывался, поднимался к горизонту по мере действия, по мере разоблачения истории, обнажения пружин, скрытых под пеленой майи, под узорным покровом.

В финале на пустом помосте появляется тотем России - фигура медведя (медведь Николая Болконского родственник медведю Татьяны из вахтанговского «Евгения Онегина»). В этом финальном эпизоде наконец-то начинает звучать философия истории Толстого, спектакль начинает подниматься от частного к общему. К сожалению это происходит слишком поздно.
При подобных сокращениях потери неизбежны. В спектакле Рыжакова «война» сокращена значительно сильнее чем «мир», баланс нарушен, смещен в сторону частной жизни, переплетения семейных историй. Почти полностью ушел контекст большой истории, на сцене нет исторических лиц (Наполеона, Александра, Кутузова) и совсем мало простого народа.
В этом проявилась личность режиссера и самого по себе и как представителя поколения. Каждое поколение, каждое время выбирает в романе свое, и тем самым отражается в романе как в зеркале.
Если верх и низ срезан, остается середина, «свой круг» и философия Толстого сужена, сведена к гуманизму и пацифизму «своего круга» (показательно сравнение с оперой Сергея Прокофьева, для 40-х годов прошлого века именно война была самой важной частью романа, моментом истины, исторические лица и народ были надстроены над частной жизнью, поглощали ее и включали в общий финальный хор).

Как бы то ни было, режиссура Рыжакова оказалась главным сюрпризом моей петербургской театральной программы. Такая удача на большой сцене чужого театра – это дорогого стоит. На моей зрительской памяти у него была только одна безусловная удача «41-й» в МХТ, но это было на малой сцене с молодыми артистами. Рыжаков любит радикальные эксперименты, поиски новых форм лучше вести со своей командой, лучше со студентами и в малой форме в нестандартном театральном пространстве. А тут радикализма ничуть не меньше, никаких компромиссов с привычным театром не замечено, никакого движения навстречу публике нет. И навстречу труппе тоже, ведущим актерам предложены самые сложные задачи - и все получилось.

Получилось главным образом из-за одной актрисы (самой ведущей во всех смыслах).
Про Алису Бруновну Фейндлих надо сказать отдельно, потому что она тут главная и без нее этот спектакль не мог получиться. Она держит на себе все действие, она держит зал. Чтобы публика приняла непривычные правила игры нужен артист-проводник, которому сразу поверят, примут и безропотно пойдут за ним, куда поведет.
Фрейндлих совершенно спокойно, уверенно и свободно чувствует себя в необычной, сложносочиненной роли (человек от театра, корифей хора, экскурсовод по роману, учитель литературы или даже сама Наташа Ростова на склоне лет все это вспоминающая).
Насколько бледно, жалко, неуверенно выглядела она в «Алисе» и насколько восхитительна здесь.
И как публика предчувствует что будет... На ее выход в "Алисе" не было ни одного хлопка, на выход в «Войне и мире» - овация, даже пришлось дейстивие останавливать.

Остальные действующие лица и исполнители обьединены в хор (похожий на фокинский «рой» и так непохожий на хор в опере Прокофьева, величественный, содержащий всю иерархию исторического процесса). Роли проведены пунктиром. Иногда совсем редким, два-три штриха. И в труппе БДТ есть актеры, которым этого достаточно, пусть не для полнокровного образа, но для вполне законченного острого шаржа. Замечательная парочка - Марина Игнатова (Друбецкая) и Сергей Галич (ее сын БОрис, с ударением на первый слог).
Некоторым персонажам повезло больше, авторы инсценировки дали больше места и сложились вполне полнокровные образы. Главная линия спектакля – линия геналогического древа, нисходящая от князя Болконского (сын, внук, дочь Марья, ее муж Николай Ростов). И на этой линии главные актерские удачи - Анатолий Петров (князь), Варвара Павлова (Марья), Андрей Феськов (Николай Ростов). Тот случай, когда шаржированный грим и острый рисунок роли освобождает артиста, маска помогает создать образ не постепенно из подробностей (на это в спектакле не было времени), а сразу.
Tags: театр
Subscribe

  • Что им Гекуба?

    . «КЛЯТВЕННЫЕ ДЕВЫ», А.Золотовицкий, ЦДР, Москва, 2018г. (2) Не срослось. Первая проблема – материал. Похоже, что эта «гекуба» - история семьи…

  • Идеальный муж умер, да здравствует муж еще более идеальный!

    . «НА ВСЯКОГО МУДРЕЦА», К.Богомолов, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2021г. (9) Спектакль очевидным образом наследует «Идеальному мужу» (2013-2021), в…

  • Васисуалий Самгин

    . «ТОВАРИЩ КИСЛЯКОВ», А.Калинин, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, СПб, 2020г. (6) Не буду оригинален, Иван Трус – грандиозный актер! Может всё - от острого…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments