Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

Под управлением херувима.

.
«СВАДЬБА ФИГАРО», К.Гут, ЗАЛЬЦБУРГСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ, Австрия, 2006г. (9)

Декорация (художник Кристиан Шмидт) очень похожа на декорацию Анны Фиброк из спектакля Марталера «3 сестры», на сцене - огромная лестница.
Сначала - лестничная площадка первого этажа и лестничный марш справа, уходящий наверх под колосники, потом действие переезжает на несколько этажей вверх, слева – лестничный марш уходит вниз под сцену, справа - уходит вверх на следующий этаж.
В отличие от обшарпанной лестницы многоквартирного дома в «Трех сестрах», это - лестница богатого графского дворца, на полу вместо дешевой плитки – паркет, она не захламлена таким количеством старых вещей, как у Марталера, декорация просторная, стильная, стерильная. Белые стены, в стенах множество дверей. В таком доме живут чопорные господа, вышколенная прислуга, даже хор пейзанок одет в строгую школьную форму.
В левой боковой стене - окно в сад. Окно - ключевой элемент декорации, используется самым различным образом, в частности у окна есть занавески, в них можно прятаться. За окном сад – там светит солнце (или луна в последнем акте), оттуда появляется пьяный садовник и все норовит перепачкать белые стены грязью. Право же с этими скучными белыми стенами надо что-то сделать.

Оператор дает возможность телезрителям увидеть то, что не видят зрители, сидящие в зале, время от времени камера снимает изнутри декорации, с верхних лестничных пролетов – берет очень эффектные ракурсы и крупные планы. Мало найдется предметов, столь киногеничных и сценичных, как лестницы. Ритмичное чередование горизонтальных линий ступенек, ломаных линий перил - отличный фон для статичных оперных мизансцен, отличная возможность строить динамичные мизансцены. К тому же этот ритм отлично сочетается с ритмичной, собранной из коротких фраз, музыкой Моцарта (дирижер Николаус Арнонкур). В оркестровых эпизодах достигается абсолютное соединение действия с музыкой, например, когда граф, держа графиню под руку, торжественно спускается по лестнице к «брачующимся».

Главный режиссерский ход Клауса Гута повторяет то, что у нас делал Дитятковский в спектакле «Потерянные в звездах» - к действующим лицам пьесы (пьесы Левина у Дитяковского и оперы Моцарта у Гута) добавлено главное действующее лицо из ирреального мира, оно почти все время присутствует на сцене, но персонажи его не видят. В «Потерянных» были несколько ангелов, в «Свадьбе Фигаро» - один ангел, или амур, а вернее его назвать херувимом – двойником Керубино (одет точно также, как Керубино, но за спиной белые крылышки).
Ангел (в этой роли Ули Кирш, професиональный акробат) впрыгивает в спектакль из окна и запускает действие, дирижирует действующими лицами, катается на моноцикле, эффектно спрыгивает в лестничный пролет и появляется из-за перил. В финале он забирается на то же окно и исчезает в лунной ночи – и в этот момент Керубино теряет сознание и падает на сцену.

Керубино (Кристина Шафер) - самый живой и забавный житель графского дома. Одет он прилично – короткие штаны, гольфы, но прическа… Волосы торчат во все стороны и лихой чуб на глаза, что-то вроде Тома Сойера.

Остальные персонажи – заторможены и запускаются только путем энергетической подпитки от херувима. Граф (Бо Сковхус) – высоченный, лысоватый – ожившее творение Франкенштейна (похож на Тимцуника из «N13»), слуг он подбирает по собственному подобию, тоже мертвенно бледные похожи на маньяков, кроме естественно Фигаро (Ильдебрандо д’Арканджело) - жгучего брюнета. Кстати Фигаро близорук, как и доктор Бартоло (проницательный зритель сразу догадывается, что Фигаро его сын, близорукость передалась по наследству).

Из женских персонажей энергия херувима благотворнее всего действует на Сюзанну (Анна Нетребко). У нее идеальная модельная фигура, упакованная в черное платье с белым передником, она оживает и оказывается по-моцартовски легкой, веселой, и по-современному позитивной девушкой. Большинство певцов ведут себя по оперному статично, Нетребко же играет и очень естественно, например, строит замечательную гримасу, когда узнает про счастливо обретенных отца и мать Фигаро (она то думала, что выходит замуж за сироту, а тут объявились свекор со свекровью). И поет она свободно и легко, это исполнение роли Сюзанны мне понравилось много больше, чем напряженная игра Чечилии Бартоли в спектакле Метрополитен.
Зато в другой женской роли соревнование выиграл Метрополитен – царственная графиня Рене Флеминг мне понравилась больше, чем графиня у Доротеи Рошманн - ревнивая брюнетка-эротоманка с темными мыслями. Последнюю драматичную арию она спела под овации, намного лучше, чем первую, печальную.

Но наибольшее музыкальное впечатление произвели не отдельные арии, а ансамбли. И по интегральному театрально-музыкальному впечатлению лучшая сцена - финал 2-го действия. Херувим лежит на авансцене и управляет персонажами как куклами и при этом пишет пальчиком прямо в воздухе над сценой их имена, а потом соединяет эти имена стрелками, то в одном порядке то в другом, вертит людьми, как хочет.
Tags: опера, театр
Subscribe

  • Открыл Чеховский фестиваль

    . «ФОЛИЯ», М.Мерзуки, "Поль ан Сен", Франция, 2018г. (8) Постановщик нам известен (по спектаклю "Пиксель"), почерк узнаваем. Хип-хоп, как…

  • Бесплодье умственного тупика

    * «ГАМЛЕТ. КОЛЛАЖ», Р.Лепаж, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2013г. (10) Посмотрел трансляцию в кинотеатре. Первый раз смотрел со второго ряда бельэтажа…

  • Театр повторного спектакля

    . Планирую поездку в СПб на первую половину июля. Смотрю афишу, составляю театральную программу и наибольший интерес вызывают постановки, которые уже…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments