Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

Откройте, полиция!

*
”ТАРТЮФ”, Г.Козлов, МАСТЕРСКАЯ, СПб, 2016г. (3)

Не попрекайте уж свою жену потом,
Коль в поведении проявится моем
Несвойственная мне развязная манера--
Так проще нам сорвать личину с лицемера.


Сразу, как только в зал вошел, насторожила декорация. "Тартюфа" сыграют в декорации "Кабалы святош" - театр в театре, сцена на сцене, гримировочные столики с подсветкой, костюмы и парики, все это поблескивает в темноте, а уж когда свет на сцену дадут.... Будет не "Тартюф", а "игра в Тартюфа", вариант адаптированный для окраинного театра, половина зала - школьники.

Так и началось, игра во Францию, игра в комедию, то есть не классическая, высокая комедия, а сильно сниженый фарс. Громкие голоса, грубые приемы, прямые аллюзии. Впрочем, Ксения Морозова (госпожа Пернель) порадовала точным шаржем на массивную даму с активной жизненной позицией. Но она быстро отыграла свою сцену и ушла, а спектакль покатился под горку навстречу школьникам в "несвойственной" Мастерской Козлова "развязной манере". Я еще мог бы ожидать такой развязности скажем от "Ханумы" (комедия, для кассы), но как раз там все было тоньше, а тут классика, постановка худрука... Что-то здесь не так... Не может быть такого "Тартюфа" в таком театре, на антракт я вышел в большом недоумении.

После антракта действительно оказалось "не так".

Спектакль много за что можно попрекнуть, но не за "развязную манеру". Театр вслед за героиней пьесы Эльмирой использует "несвойственную ему развязную манеру" сознательно, как прием, как военную хитрость. Эльмира делает это чтобы спровоцировать и разоблачить Тартюфа, а кого хочет разоблачить театр? Зрителей?

По крайней мере не святошу Тартюфа. Никакого святоши в спектакле нет. Нет и благочестивого дома Оргона (дом французский, фривольный - кружевные чулочки, декольте). Спектакль совсем не о благочестии (показном, лицемерном). Впрочем, критика все равно как по команде написала в рецензиях про передачу Исаакиевского собора церкви.
Максим Студеновский играет Тартюфа перпендикулярно тексту пьесы - попсовый китч, садо-мазо эротический клип Сергея Лазарева. Играть тут собственно нечего, китч подается впрямую, старательно воспроизводится.

Эх, не годится эта Мастерская для того, чтобы театрально-вкусно показать угар разврата. Тут нужна либо предельная изощренность, либо предельное простодушие, либо хай-тек, либо дискотека в сельском клубе (условно говоря, либо Виктюк-театр, либо Коляда-театр).

Исполнитель заглавной роли играет только на клавишных. У этого Тартюфа все нутро напоказ (буквально, все время ходит полуобнаженным), он никого и не собирается обманывать, что разрушает всю интригу пьесы. И подрывает логику поведения Оргона (эту роль пригласили сыграть Сергея Бызгу, он из последних сил играет наивную веру совершенно непонятно во что, в кого...)

В спектакле интрига совсем другая, она внешним образом назначена режиссером. Главным злодеем тут является вовсе не Тартюф. Тартюф - герой свой, богемный, сластолюбец, эстет ценитель бельканто и Гинзбура. В этом фривольном доме он как рыба в воде, как Хлестаков у Сквозник-Дмухановских - треплет языком, приударяет за мамашей, женится на дочери.
Все зло сосредоточено в судебном приставе, офицере и короле. Всех их играет один актер (Дмитрий Житков), хорошо играет, весомо-грубо-зримо (и тоже возникает параллель с "Ревизором" - "прибывший по именному повелению... требует вас сей же час к себе", Оргон-Сквозник-Дмухановский падает в обморок).
Взрослый вламывается в дом к наивным деткам и портит всю игру. Ну подумаешь договор подписали, "бумажку", зачем из дома то выселять? Ну подумаешь какие-то документы в шкатулке хранили, "бумажки", мы их даже не читали, за что нас в измене обвинять? Деревянные лошадки, расписные карусели, детский сад, штаны на лямках. Мальчика Тартюфа обидели, он привел дядю-полицейского, дядя надавал по попе. Дети горько плачут. Пришел самый большой начальник, простил, дети радуются, машут флажками, только вот Оргона удар хватил.
Публика потрясена, веселились-веселились в развязной манере и бац, свинцовый финал, публика сочувствует Оргону, она сама точно такая (инфантильная и боится полиции).

Режиссерская концепция представляется очень большой натяжкой по отношению к пьесе. Она проявляет даже не столько инфантильность публики (населения), сколько инфантильность самого театра (и богемной среды).

К сожалению во второй части спектакля есть и другие натяжки, небольшие, но характерные и очень досадные.

1) Игра во Францию поддерживается кинопроекциями, фото кинозвезд это вполне уместно, а вот сцена из фильма Годара "На последнем дыхании" (финал - бегство Бельмондо, выстрел и он падает на дорогу) неуместно демонстрируется во время сцены Эльмира-Тартюф (Оргон под столом). Подбирали что-то французское не глядя, абы что лишь бы с Бельмондо?
Эту сцену да показать бы в финале, тогда она бы точно легла в тему детских шалостей (ну подумаешь, машину угнал, он же покататься хотел, девушку покатать, он же не из корысти, а из любви к свободе, за что его преследовать, за что в него стрелять?)

2) Король раздает облагодетельствованным домочадцам ... республиканские триколоры. При этом играет Марсельеза и все дружно поют "Contre nous de la tyrannie". Вот не верю я что это сознательное смешение, больше похоже на небрежность, опять подбирали что-то французское, узнаваемое.

3) В финале опять кинопроекция, вездесущий Феллини, из "Восемь с половиной", не француз, да ладно, какая разница.
Вереница из режиссера и героев его фильма. На поворотном круге выезжают все герои спектакля. В центре Тартюф, аккомпанирует, дирижирует. Режиссер, как Феллини ставит про себя? он себя видит таким Тартюфом? Не верю, эта мысль совсем уж в сторону уводит от основного русла, Феллини тут совсем лишний.

В итоге - первая часть спектакля оказалась слишком упрощена, а вторая слишком усложнена, перегружена режиссурой. Идеи торчат как попало, и в сценическую гармонию не выстроились, и во внятное высказывание не сложились.
Tags: Козлов, МАСТЕРСКАЯ, театр
Subscribe

  • RIP

    * Chris Squire 1948 – 2015 My best friend and the love of my life Chris Squire will be cremated today in Scottsdale, Arizona at 3:00 pm. So…

  • Ядрёна вошь.

    . Интересно, «Nuclear Burn» (название первой пьесы дебютного альбома джаз-рок группы BRAND X) содержит отсылку к NUCLEUS (пионерам английского…

  • Хорошо сказано :)

    . Фанаты оценят каждую минуту, подавляющее же большинство человечества предпочтет провести шесть месяцев в кресле дантиста под интенсивным лечением…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments