Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

Выхожу одна я на дорогу...

.
Продолжу про "дядю Ваню" Бутусова (первая часть - http://lev-semerkin.livejournal.com/730436.html ).

В картонном склепе живут странные мертвецы-клоуны.
Сюда зашла гостья из иного мира (в начале спектакля поднялась на сцену из зрительного зала) - Елена Андреевна (Наталья Шамина). Она явно не из их числа, она совсем другая, если и "мертвец" - то русалка. Бутусовская женщина, чистое женское начало, внешность, загадочная и чувственная, без малейшей примеси мужской рефлексии, сложности. Вот она и оживляет, проявляет Астрова, достает из клоуна мужчину. Их парные сцены - обьяснение в 3-м действии, вплотную друг к другу (его голова к ее груди) и прощание в 4-м действии, на максимальном расстоянии, - это встреча двух полярных начал, сильнейшее притяжение, столкновение, вольтова дуга. Интерес персонажей друг к другу зажигает сильнейший интерес зрителя. Высшее зрительское блаженство, высшее режиссерске совершенство и высший актерский пилотаж (и первую скрипку в этом дуэте играет Филатов, он ведущий, она ведомая, он - работник в грязном фартуке, она - его муза, модель, меняющая платья).

Однако дуэт Астрова и Елены это все-таки побочная тема спектакля.
Как мы помним из текста, "имение принадлежит Соне". Это ее дом, ее склеп. Она здесь хозяйка. Она из этого мужского мира - ходит с таким же картонным, клоунским лицом. Ольга Муравицкая сразу играет результат, Соня не раскрывается, не меняется. Она сгорела, почернела (выбеленное лицо, черные косы).

В режиссерской импровизации Бутусова по мотивам пьесы Чехова возникает другая альтернативная логика развития ситуаций и судеб героев. Она ведет к другому, не статичному, не умиротворяющему финалу (с возвращением сцен деревенской жизни в исходное деревенское состояние). Такой деятельный герр профессор, которого играет Мигицко, не оступит, он доведет свой план до конца, имение будет продано. Ваня и Соня окажутся на улице, пойдут по земле куда глаза глядят, как бродяга Чарли с девушкой в последних кадрах фильма "Новые времена".

Соня не будет сопротивляться, даже более того. Она разрушит картонный дом своими руками.
С самого начала, с первой реплики, она в этом доме не нуждается. Все время повторяет один вопрос "Он сказал, что уже больше не будет бывать здесь... Да?" Здесь, как станет ясно в финале, это ключевое слово. Бутусов поперек автора ставит не смирение, а бунт Сони, если он больше не будет бывать здесь, в этом доме, то дом теряет для нее всякий смысл. Жить здесь, ползать, как Вафля?
Экспрессивный акробатический пластический рисунок роли Перегудова получает в последнем действии важное приращение, Вафля заговорил, накопил и выдал, в его монолог добавлен текст няньки, говорит он с вызовом, с неприязнью к чужим и получается чуть ли не манифест совсем простого, горизонтального существования, жизнь таракана в картонной коробке. Пусть коробка и разрушена, таракан никуда не уйдет, будет доживать в аварийном жилье среди оборванных обоев.

А Соня с Ваней уходят.
Разрушение декорации обнажит большую сцену театра Ленсовета во всю глубину, превратит сцену в Землю, помост с одиноко торчащим стулом - линия горизонта, а за ним бесконечная пустота и чернота вселенной.
Ваня и Соня идут по земле, Чаплину этого было достаточно, а для Бутусова это еще не конец, он продолжает. Когда дядя Ваня падает, Соня подбирает его портфель и идет одна.
Видит ли Соня впереди небо в алмазах, или хотя бы огонек, про который говорил ей Астров? Мы не знаем, мы не видим - так выстроена мизансцена, за спиной Сони только чернота, но она смотрит вперед и упорно шагает, идет прямо на нас.
Tags: Бутусов, театр
Subscribe

  • Три восковые персоны и два эффекта Кулешова

    . «БОЛЬШАЯ ТРОЙКА (Ялта-45)», А. Житинкин, МАЛЫЙ ТЕАТР, 2020г . (8) Начинается с документального кино. Прибытие Рузвельта и Черчилля в Ялту,…

  • Театрально-военные пятилетки (1956-2021)

    . Составлял список театральных спектаклей о Великой Отечественной войне, задумался в каком порядке расставлять, а алфавитном или по рейтингу…

  • Второй глоток

    . «ЛЮБОВНЫЙ НАПИТОК», В.Скворцов, ET CETERA, Москва, 2021г. (3) Второй спектакль смотрю по этой пьесе Питера Шеффера («Летиция и дурман»,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments