Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

Что за склеп стоит...

*
”ДЯДЯ ВАНЯ”, Ю.Бутусов, ТЕАТР им.ЛЕНСОВЕТА, СПб, 2017г. (10)

Билет у меня был в 12-й ряд, а он оказался 7-ым. Сцена выдвинута вперед, декорация Шишкина - лист картона, детский рисунок, схема дома с большим количеством комнат, много дверей (смысловая параллель от слов Серебрякова "Не люблю я этого дома. Какой-то лабиринт. Двадцать шесть громадных комнат, разбредутся все" к питерским коммуналкам). То ли дом, то ли двор. В левом углу дрова, в правый угол вынесут черные мешки с мусором, еще одна параллель - прошлое/настоящее, сцены деревенской жизни/сцены городской жизни. На сцене вертикально стоят лопаты, они совмещены с микрофонными стойками - еще одна подобная же параллель.
Декорация вытянута в ширину, во всю сцену, но у нее совсем мало глубины. Если декорация неглубокая, зачем надо было выдвигать ее вперед, надстраивать сцену? Это же неспроста, что-то скрывается за этим листом, глубина зачем-то еще понадобится режиссёру, раз ее стали увеличивать таким образом. Ответ мы получим только в последнем, четвертом действии пьесы. Ради него собственно и строили такую декорацию, и играли в ней первые три действия.

Первое действие можно считать шоковой терапией, увертюрой-какофонией, предварительной, грубой настройкой театрального оркестра. Или демонстративной "отстройкой" от привычного, десятки раз виденного Чехова. Агрессивно-депрессивная режиссура "против шерсти", жесткие приемы перпендикулярные "чеховскому" тону и сюжету пьесы, странные костюмы, странный пластический рисунок, выкрикивание реплик в зрительный зал, громкая музыка, клоунада. Конвульсии дяди Вани это уже что-то из арсенала Жолдака - Бутусов-дримз, публика в полном недоумении, даже искушенная часть, знающая текст пьесы, что уж говорить о неискушенных. По реакции окружающих чувствовалось, что назревает массовый исход, даже антракта не дождутся. Но усидели, второе действие было уже более связным, чуть ближе к тексту. Если и не все понятно, то по крайней мере есть на что посмотреть, образ складывается. Ключ - слова Серебрякова "очутиться в этом склепе, каждый день видеть тут глупых людей, слушать ничтожные разговоры". Картонная коробка с тараканами, дом-склеп, населенный мертвецами, у всех мертвенно-бледные, выбеленные лица с застывшим выражением и пластика зомби. Когда нарисованные двери открываются, за ними видны какие-то тесные комнатки, обшарпанные корридоры, неуютная, неустроеная жизнь. Чудак-профессор строчит статью, Вафля ползает.
Илья Ильич (Сергей Перегудов) - домовой, самый характерный обитатель этого дома. Молодой, но уже безнадежно опустившийся алкоголик из коммуналки - почти бессловесный, только ползает по сцене, а потом и по декорации, по всему дому.
За кухонным столом сидят собутыльники Иван Петрович и Михаил Львович - два живых мертвеца.

Войницкий (Александр Новиков) и Астров (Евгений Филатов) поначалу выходят двумя клоунами с нарисованными лицами, почти близнецами.
А дальше Новиков раскрывается вполне ожидаемо, а Филатов очень неожиданно. И этот актер стал для меня главный открытием спектакля.

У дяди Вани под клоунским гримом скрывается рефлексия, неврастения, глаза на мокром месте - "мне 47 лет из меня мог бы выйти Шопенгауэр, Достоевский". Его главная тема "если бы можно было прожить остаток жизни как-нибудь по-новому" заканчивается таким простодушным, наивным вопросом "но как начать, с чего?". Нелепость, доведенный до клоунады рисунок Олега Басилашвили из товстоноговского спектакля.
А у Астрова под потертым экстерьером вдруг открывается сильный мужской характер. Сильнейшее впечатление от контраста, от явного несоответствия внешних и внутренних данных. Как если бы Евгений Леонов заговорил голосом Николая Губенко. Или, лучше сказать, голосом Кирилла Лаврова - здесь еще одна параллель с "Дядей Ваней" Товстоногова.

Про Астрова-Филатова продолжу в следующий раз ( http://lev-semerkin.livejournal.com/730828.html ), а здесь уместно сделать небольшое отступление про Товстоногова.

Товстоногов до сих пор очень активно присутствует в театральной жизни Петербурга. "Ханума" в Мастерской Козлова, "Дядя Ваня" в театре Бутусова. А между этими спектаклями у меня была еще экскурсия в кабинет Товстоногова в БДТ. Своего рода моноспектакль Ирины Шимбаревич, три с половиной часа захватывающего рассказа. Рассказ женский, без системы и не про концепции, а про великого человека, про его окружение, про его театр - до Товстоногова, при Товстоногове и после Товстоногова. Про молодость театра и про осень театра. Шимбаревич проработала с Товстоноговым больше десяти лет, это было его последнее десятилетие, но он оставался собой и глядя на нее можно догадаться каким именно (раз уж выбрал именно такую помощницу). И не только потому, что она его "показывает". Удивительным образом она сохранила в себе и зрителям передаёт его харизму - активное, деятельное, жизнелюбивое начало.
Импульс Товстоногова до сих пор не иссяк, потому и проявляется снова и снова у самых креативных петербургских режиссеров.
Tags: Бутусов, театр
Subscribe

  • Медвежья ирония

    . «МЕДВЕДЬ», В.Панков, ЦДР, Москва, 2019г. (7) Сложено из трёх слоев по-медвежьи – грубо и крепко (не так как легкие стулья в доме у вдовушки…

  • Открыл Чеховский фестиваль

    . «ФОЛИЯ», М.Мерзуки, "Поль ан Сен", Франция, 2018г. (8) Постановщик нам известен (по спектаклю "Пиксель"), почерк узнаваем. Хип-хоп, как…

  • Бесплодье умственного тупика

    * «ГАМЛЕТ. КОЛЛАЖ», Р.Лепаж, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2013г. (10) Посмотрел трансляцию в кинотеатре. Первый раз смотрел со второго ряда бельэтажа…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments